Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!
Закончилась светлая, ликующая, летящая ночная пасхальная служба. Спеты долгожданные песнопения, прочитано Слово огласительное, совершилось таинство благодарения за наше спасение.
То, к чему готовились много недель, ради чего воздерживались, постились, молились, – наступило. Высшая точка всего года пройдена. На литургии верные приобщились воскресшему Христу, на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день.
Чем его заполнить?
Конечно, очень хорошо продолжить праздник семейным кругом. Многие в этот день пойдут в гости – к родственникам, к друзьям. Но всё же застолья и разговоры (пусть даже и с близкими, дорогими людьми) довольно быстро опустошают душу, которая в эти часы жаждет чего-то иного. Чего же?
Конечно же – продолжения молитвы, бесконечного повторения этих прекрасных и непостижимых слов: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
И Церковь предоставляет нам такую возможность. Вечером первого праздничного дня почти во всех храмах совершается удивительная и совершенно необычная служба – пасхальная вечерня. Предыдущая вечерня, содержащая воскресные стихиры первого гласа, была соединена с литургией святителя Василия Великого и находилась как бы на границе двух дней – Великой Суббот и самой Пасхи.
Нынешняя же служба, «во святую и великую неделю Пасхи вечера», – всецело воскресная и пасхальная и поется она отдельно от прочих служб. Главная особенность этой вечерни заключается в том, что на ней совершается вход с Евангелием, а после возглашения великого прокимна мы слышим рассказ апостола Иоанна Богослова о неверии его соученика Фомы-Близнеца.
Эти несколько евангельских стихов читаются неоднократно в течение богослужебного года: и в составе 9-го воскресного евангелия, и на память апостола Фомы, и на Антипасху.
Но лишь сегодня, в вечер Пасхи, евангельское чтение обрывается на столь драматичной ноте, на столь неподходящих, казалось бы, в этот день словах: «Не поверю!»
Вот мы все стоим в храме – и не знаем, на небе мы или на земле в этот светоносный день. Воскресение Христово для нас очевидно, никаких доказательств не требуется. Мы не застали земной жизни Спасителя, не видели Его во плоти, поскольку родились на двадцать веков позднее той эпохи, но мы постоянно приобщаемся телу и крови Христовым в таинстве евхаристии. Весь наш духовный опыт, сами наши ожившие, воскресшие души свидетельствуют: Христос воскрес!
Однако среди наших знакомых, среди наших родственников немало тех, кто и хотел бы поверить в воскресение Христа – но не может. И это очень понятно: нельзя поверить во что-либо просто усилием воли. Вера требует некоего озарения свыше. Вера – это всегда прозрение. Нельзя вытащить себя самого за волосы из болота повседневности, из тины земной обыденности. Нужна чья-то помощь. Кто же способен помочь? Ответ прост: это или Бог, или человек.
Суды Господни нам неведомы. Мы не знаем, каков промысел Божий о нашем ближнем. Но это отнюдь не означает, что мы вольны сидеть сложа руки. Мы ученики Христовы, на нас лежит обязанность возвещать миру Благую Весть. Все мы призваны к проповеди, к миссии. И если вокруг нас – неверующие, сомневающиеся люди, то в этом есть и наша вина.
Но что же именно должны мы сделать? Давайте не станем торопиться с ответом. Он, конечно, нам известен, и всё же – не будем спешить.
Привычное нам воскресное Евангелие сегодня прочитано лишь до середины. Через несколько дней, на литургии Фоминой недели, мы услышим его полностью.
Вот тогда, за всю Светлую седмицу продумав и прочувствовав ответ на поставленный выше вопрос, мы к следующему воскресенью сможем ответить на него уже не словом только, но и делом. И мы сами удивимся, сколь много среди окружающих нас людей тех, кто вместе с Фомой был бы рад воскликнуть при виде воскресшего Христа: «Господь мой и Бог мой!»
.