Воскресенье Крестопоклонное

22.03.2014 Метки: 
Кресту Твоему поклоняемся Владыко

Кресту Твоему поклоняемся Владыко

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В течение подготовительных седмиц к Великому посту Церковь призывает нас к углубленному самоиспытанию, к внутренней, глубокой скорби о наших грехах и к твердому решению начать новую жизнь; в течение же самого поста Церковь представляет перед нами, неделя за неделей, дела Божии.

Сила Божия раскрывается перед нами, победа Божия провозглашается, чтобы нас утешить от той тьмы и того полумрака, которые мы в себе увидели, и подбодрить нас, и возвестить нам, что все возможно Богу, что сила Божия в немощи совершается, что все нам возможно в укрепляющем нас Иисусе Христе, как это явлено во святых.

И сегодня, когда мы поклоняемся Кресту, это поклонение совершается во свете торжества и победы. Через короткое время — о, как скоро! — мы станем перед лицом Креста Господня и будем вглядываться в то, чего стоит Богу эта Его спасающая крестная любовь.

Но сегодня Крест обращен к нам, как обещание жизни, как победа над смертью, как поражение диавола и зла, как надежда, как радость.

Действительно, мы можем сказать сегодня, что Крест — венец чудес Христовых; мы можем с радостью думать, что мы потому можем надеяться на спасение, потому мы спасены, что мы так Богом любимы: мы любимы так, что цена каждого из нас в глазах Божиих — это вся жизнь, вся страсть, вся смерть Господа Иисуса Христа.

И если так нас любит Бог, то как можем мы не надеяться? Как можем мы колебаться, и как можем мы не ответить на такую любовь всей жизнью, всей душой, всем разумом и сердцем, всей волей и крепостью своей?

Сегодня, на полпути до конца поста, Крест нам говорит, что те обетования, которые нам даны, те победы, которые одержаны Богом во святых, тот путь, который святые нам указывают жизнью и словом — все это зиждется на Божественной, крестной любви к нам. Спаситель говорил Своим ученикам в ночь перед Своим страданием: Никто Моей жизни у Меня не отнимает — Я даю, отдаю ее свободно… Так отдать жизнь можно только по предельной любви.

И эта любовь коренится в самой тайне Троичного бытия. В начале всенощной мы восклицаем: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, Нераздельней Троице!..» — провозглашая тайну Божию; но одновременно священник кадилом творит крест, как бы вписывает Крест в тайну Божественной любви: потому что от века, извечно Сын Божий является Агнцем, закланным до создания мира во спасение этого мира…

Как это дивно! С какой благоговейной благодарностью должны мы поклониться этому Кресту, который есть Крест Божий — и спасение наше! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Тропарь Кресту, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту, глас 7

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, / на тыя бо найде преславный соуз, древо Крестное, / смертное жало и адова победа прогнася, / предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: / внидите паки в рай.