Среда, третий день Страстной седмицы. Любая среда отводится для воспоминания о том, как Господа взяли на страдания. Взяли — это на евангельском языке, на нашем — арестовали. Господь взят на страдания, арестован.
Этому событию предшествовал такой случай. Иисус находился в доме Симона прокаженного. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возлила Ему возлежащему на голову. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили, к чему такая трата, ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Остановимся на этом месте. Женщина возливает миро Тому, Кто пойдёт на распятие — что может быть выше этих святых чувств, когда хотят проявить любовь к идущему на муки?
Голый рассудок человеческий думает иначе: зачем, мол, сострадать идущему на муки, к чему, мол, такая трата, лучше и безопаснее дать копейку нищему. По тому что сочувствовать в несчастье другому, для этого нужно не только любящее сердце, но ещё и мужество, смелость, не лучше ли отделаться копейками.
Иисус, как говорится в Евангелии, уразумев сие, сказал им, что смущаете женщину, она доброе дело сделала для Меня, ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возливши миро сие на Тело Мое, приготовила Меня к погребению, это больше всяких подаяний нищему. Приготовить к погребению — это великий подвиг любящего и смелого сердца.
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала. А она сделала величайший подвиг, равный, может быть, подвигу Иоанна Богослова, который стоял у креста Христова.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященнику и сказал, что дадите мне, и я вам предам Его. Они предложили ему тридцать сребреников, и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Так, третий день, Господь взят. На фоне взятия Христа выделяется две фигуры: одна самоотверженная, полная любви и не пожалевшая драгоценного мира, другая — за тридцать сребренников готовая продать своего Господа и Учителя.
Эти фигуры не только тогда были, есть и сейчас.
Никому не хочется оказаться на положении Иуды, значит, нужно самому не бояться идти на страдания. Страдания — путь в Царство Небесное, встреча с Женихом нашей души, Господом нашим Иисусом Христом.
Сегодня в последний раз отслужили литургию Преждеосвященных Даров. Пусть останутся в нашей душе слова «с верою и любовию приступим», к делу Божьему и своему спасению надо приступать с верою и любовию. Вера и любовь — это наше миро, возлитое на пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа, всё остальное — мелкие монеты для предательства.
Господь взят на страдания, но Он же и грядет, идёт к каждому из нас. Кто и как Его встретит? Аминь.