Схиархимандрит Зосима

29.08.2012 Метки: 
Батюшка Зосима

Батюшка Зосима

Имя основателя Свято-Успенского монастыря в с. Никольское Донецкой области, о.Зосимы, дорого многим православным христианам Украины и России, о духовном единстве которых так горячо он молился.

Как добрый пастырь, труженик на ниве Христовой, отец Зосима сеял семена слова Божия в сердца прихожан, многочисленных духовных чад и посетителей – своей «возлюбленной паствы». Назидательной проповедью, которую всегда он говорил от боли своего сердца, и примером своей подвижнической жизни он учил нас жить во Христе.

В миру схиархимандрита Зосиму звали Иван Алексеевич Сокур. Родился он 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где его мать находилась в ссылке за участие в ночных богослужениях. Отца его звали Алексей Иванович Сокур. О нем известно, что он был из донских казаков и погиб на фронте в 1944 году. Его мать Мария Ивановна (в постриге – схимонахиня Мариамна) скончалась в 1981 году.

С раннего детства Ваня прислуживал в алтаре. В школе ему пришлось претерпеть за веру много насмешек и издевательств от соучеников и учителей. Но, как он сам говорил, выручало его то, что он всегда отлично учился. Уже с детства он хотел быть монахом и священником. Однако после окончания школы с 1961 по 1964 год он учился в сельскохозяйственном техникуме, затем немного работал ветеринаром. И вот наступил долгожданный день, когда его духовник протоиерей Димитрий Песков сказал ему: «Ну все, Ваня, теперь пора Богу поработать». И Иван пошел послушником в Киево-Печерскую Лавру. Там его духовником стал схиигумен Валентин. Батюшка говорил, что это был старец, который рассказал ему наперед всю его жизнь.

После неудачной попытки поступить в Московскую духовную семинарию — КГБ тогда всячески препятствовал молодым образованным людям поступать в духовные школы – Иван год был иподьяконом у архиепископа Павла в Новосибирске.

В 1968 году Иван Сокур поступает в Ленинградскую духовную семинарию, куда его принимают сразу во второй класс. В семинарии, а после и в академии Иван учился прилежно, как губка, впитывая знания. Все свободное время он проводил в библиотеке, обложившись книгами. Некоторое время он был иподьяконом Ленинградского митрополита Никодима (Ротова). Академию окончил со степенью кандидата богословия, написав работу по истории Русской Церкви «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение».

В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество с именем Савватий. Постриг был совершен в Великую Среду, в день памяти преподобного Зосимы Соловецкого, имя которого о.Зосима получил уже при постриге в великую схиму. Владыкой же Никодимом он был рукоположен во диакона и иеромонаха.

После учебы он был направлен в Свято-Успенский мужской монастырь г. Одессы, а с декабря 1975 года начинается десятилетнее служение иеромонаха Савватия настоятелем Свято-Александро-Невского храма поселка Александровки Марьинского района Донецкой области, где люди сразу потянулись к батюшке, увидев в нем пламенного молитвенника, настоящего пастыря.

Часовня, где погребен о. Зосима

Часовня, где погребен о. Зосима

В 1980 году иеромонах Савватий возведен в сан игумена, в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

В это же время и КГБ обращает внимание на «слишком активного» сельского священника. 1982, 1985 годы – это пики гонений на о.Савватия со стороны властей. Ему угрожают и даже избивают, но он еще более укрепляется духом. После этого его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого батюшку.

Настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольского Волновахского района о.Савватий определен 22 ноября 1986 года. Храм был в ужасном состоянии, но и тут батюшка не сломался – не перестал проповедовать, не перестал строить, не перестал окормлять людей.

В 1990 году игумен Савватий получает сан архимандрита. Указом от 4 ноября 1990 года он становится духовником Макеевского округа, а с 20 марта 1991 года – духовником Волновахского округа.

В 1992 году у о. Савватия обостряются хронические болезни, и 21 августа 1992 года епископом Донецким и Славянским Алипием он был пострижен в великую схиму с именем Зосима.

1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима назначен духовником Донецкой епархии.

С 1998 года о.Зосима перенес 4 клинические смерти. В это время были построены жилые, хозяйственные, больничный корпуса общей площадью более 8000 кв.м. Приходская община стала монашеской обителью. Батюшка был чрезвычайно деятельным человеком, во все вникал сам, до последнего дня своей земной жизни непосредственно руководил монастырем.

Особенно благоговейно о.Зосима относился к богослужению, очень сильно почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанную им обитель.

29 августа 2002 г., на 2-й день Успения Пресвятой Богородицы схиархимандрит Зосима почил о Господе. Он похоронен в часовне у алтаря Свято-Васильевского храма. Здесь каждый день совершаются панихиды и литии. Насельники обители и паломники обращаются к старцу как к живому, прося его благословения и молитвенной помощи.

Простые, добрые, сердечные слова поучений о.Зосимы раскрывают перед нами мир подлинного христианского духовного делания – покаяния, молитвы, сердечного плача, милосердия и любви к ближним. Одновременно мы слышим грозное обличение пороков и страстей нашего времени. Как гром гремит его слово с амвона, обращая свой праведный гнев на раздирающих хитон Христов раскольников – автокефалистов.

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА ЗОСИМЫ (СОКУРА)

Батюшка на водосвятном молебне

Батюшка на водосвятном молебне

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:

Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.

Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.