Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям ХХI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.
Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал.
Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками…
Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни.
И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями.
Преподобный Нестор Летописец — XI начало XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси.
Невольно видишь перед собой келью, с горящей на столе свечей и согбенного над пергаментными свитками старца, выводящего гусиным пером слова: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Одного этого знания о творце мирового шедевра было бы достаточным, чтобы имя Нестора вошло в историю, но ведь он был еще и монахом — молитвенником и духовным делателем.
Знаменитое изгнание беса из будущего святителя Новгородского Никиты, которое вместе с иными киево-печерскими старцами совершил преподобный Нестор есть подтверждение его духовного опыта, а также прямое свидетельство для сегодняшних любителей экзорцизма, что чин этот, в народе «отчиткой» называемый есть удел только опытных монахов в сане священном находящихся, а не доморощенных священников, обремененных семейными и приходскими заботами.
Но все же главная заслуга преподобного — возвеличивание истинного знания, которое в соединении с любовью к Богу и покаянием приносит мудрость житейскую и уверенность в вере и спасении. Нестор-летописец не только древний писатель из трудов которого мы имеем и житие преподобного Феодосия и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», но и горячий проповедник книги как таковой. Вчитайтесь в эти слова старца: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость».
Разве не современны и злободневны эти мысли в день нынешний, когда книга стала заменяться бездушными интернет-смайликами, а само чтение ограничивается лишь «чириканием» (Twitter) c запасом слов от Эллочки-людоедки? Разве не ответ это современным гносеомахам от православия, доказывающим, что книжная мудрость есть удел лишь избранных и проповедующих принцип Скалозуба: «И чтобы зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь»?
Да и действительно, на какие бы источники опирались наши знаменитые историки Соловьев, Ключевский или Карташев, не будь под рукою Богом сохраненных текстов «Повести временных лет»? Именно преподобный Нестор дал нам историческое знание и приоткрыл тайны давних столетий. Его труд и сегодня является примером того, каких высот может достичь человек, если в нем сочетаются Богом данные таланты и духовное делание.
Несомненно, продолжением подвига Нестора-летописца стала и жизнь иного преподобного, подвизавшегося в Почаевском монастыре, на четыре сотни лет позже.
В XVI веке юго-запад Руси — место постоянных столкновений идей, мировоззрений, земных политических и экономических страстей. Если во времена Нестора-летописца главная беда — междоусобица, то при преподобном Иове — экспансия католицизма на исконно русские земли и преступная уния.
Казалось бы разные эпохи, иные проблемы, да и местность другая. Но полистайте внимательно житие преподобного Иова, не уделяйте главное внимание лишь пещерке старца, хотя без нее трудно осмыслить подвиги подвижника.
Иов Почаевский (или как он сам себя любил называть «Иоанн Железо») был великим молитвенником. Есть свидетельство его ученика прп. Досифея. Вот, что он рассказывает: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением». Также из воспоминаний современников известно, что почаевский подвижник был делателем умной молитвы, непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго».
Наряду с сугубо монашескими подвигами, преподобный Иов Почаевский не только любит книгу и знания, но и сам активно способствует, чтобы эта любовь была у каждого, кто определяет себя, как православный.
Он создает Почаевскую типографию и много пишет в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Ее переиздали 1889 году под заглавием «Почаевская Пчела».
Сегодня надобно вспомнить и типографию преп. Иова Почаевского, которая из дальней Америки хоть как-то удовлетворяла наш духовный голод во времена атеизма. Без небесного благословения преподобного старца почаевского ее бы не существовало.
Эта взаимосвязь подвижников веры, считавших, что книжная мудрость и знания для любящих Христа обязательны и необходимы, особенно ярко раскрылась в житии архимандрита Нямецкого монастыря, преподобного Паисия Величковского.
Наиболее близкое к нам время. Заканчивается век дворцовых переворотов, образуется империи, но не прекращается духовная борьба добра со злом. Ереси, нестроения и уловки лукавого становятся более изощренными, они проникают не только в умы прихожан, но и в оплоты веры православной — монастыри.
Преподобный Паисий, в конце XVIII века, стал источником откуда вышла великая плеяда русских старцев.
После монашеских лет на Афоне Паисий не только последователь «умного делания», но и активным строитель монастырей, которые действуют по чину и уставам свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого Устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, сочетаемое с непрестанным рукоделием.
Живя в Нямецком монастыре, преподобный преумножает его многократно. В обители подвизаются в молитве и трудах около 10 тысяч иноков. И здесь, как у Нестора-летописца и Иова Почаевского путь спасения и познания Христа лежит не только в молитвенных подвигах, но и в знаниях.
Переводы Паисия Величковского с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многие другие.
Паисий Величковский возрождает на Руси, после преподобного Сергия Радонежского, школу старчества, которая в XIX веке расцветает в Глинской и Оптиной пустынях и имеет продолжение в день нынешний.
Три подвижника в земле нашей просиявших. Преподобные монахи, каждый из которых светлая спасительная грань православной веры.
И как здесь сочетать многомудрых старцев с мученицей Параскевой Пятницей, которую столь любит наш народ и почитание пронизывает всю историю христианской Церкви, начиная с III века?
Ее подвиг и страдания — удел мучеников за веру первых веков христианства. Но задумайтесь, разве лишь ради собственного спасения претерпела мучения и отсечение главы святая дева?
Ведь озлобила она своих гонителей, прежде всего, тем, что несла свет истины простому народу, который пребывал в состоянии темного язычества и поклонялся идолам.
Понимая и исповедуя слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». (Ин.14:6), святая Параскева Пятница «образовывала» рядом с ней живущих, то есть возвращала им образ Божий.
А разве не этим же занимались преподобные Нестор, Иов и Паисий?
История нашей веры украшена многочисленными свидетельствами и подвижниками, она многогранна и бесконечно познаваема, но есть в ней главное — Господь, который в каждом Своём подвижнике даёт маленький штришок Самого Себя, отражает Свою непостижимость в главном Своем творении — человеке.
Именно поэтому века и расстояния здесь бессильны.