Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось.
Иван Шмелев «Лето Господне»
Вот и настал светлый праздник Рождества Христова, а за ним и святки. Значит, народ российский, в том числе и те, кто даже считает себя православными, кинется гадать, ворожить… И как обычно, различные СМИ будут с оживлением рассказывать о том, как гадали наши бабушки, как поддерживают этот «древний христианский обычай» в современных городах и весях. Обычай-то это древний, но христианский ли?
Церковь издавна запрещала любые гадания в среде христиан. Так, в 61 правиле VI Вселенского собора говорится: «предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».
Священнослужители неустанно предупреждают свою паству о пагубности подобных деяний. И это не голословные утверждения. Еще в Ветхом Завете предупреждает Господь народ Свой, что «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18, 10-13).
Святые отцы Церкви также говорят о недопустимости таких увлечений. Преп. Григорий Нисский учит: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обманом демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое.
И если какой-либо род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам».
А св. Иоанн Златоуст говорит, что «гадатель — это злой демон…» — и предупреждает людей, внимающих гадателям, что они будут недостойны расположения и милости Божией и этим приготовят для себя многочисленные бедствия. Гадание — это добровольное сотрудничество с диаволом, наивное желание узнать правду у лжеца. Нет никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. А использование для этой цели церковных свечей и икон является ничем иным, как осквернением святыни.
Что же касается древности сего обычая, на которую так любят ссылаться «ревнители старины», то древность еще не является признаком святости и богоугодности. До крещения Руси предки наши были язычниками и, к большому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих традиций и обрядов. Так может быть стоит, оставшись наедине со своей совестью, дать ответ самим себе, кто мы: христиане или же язычники, лишь по большим праздникам надевающие на себя маску христианства?
Святки — это время молитвы, святое время, когда мир торжествует о Рождестве Спасителя. Зачем же омрачать это торжество погибелью душ человеческих, если именно «нас ради человек и нашего ради спасения» пришел в этот грешный мир Господь наш Иисус Христос?
В эти святые дни должно стараться не отвлекать ума и сердца от святых помыслов. Лишь утешающая душу благодать Божия делает праздник Рождества Христова радостным и приятным. А дается эта благодать лишь тем, кто удаляет от себя все то, чем оскорбляется Божия любовь к нам, чем бесчестится святое имя Христово, чем нарушается святость праздника.
Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует.