Солью земли и светом миру стал святитель Николай и свет его добрых дел «во тьме светит» (Иоан.1:5) — освящает сгущающуюся темноту эгоизма и самовлюбленности поглощающих наш мир, в котором постоянно звучит потребительский лозунг – «живи для себя». А пример жизни святителя Николая призывает нас «жить для других», обращать внимание на окружающих нас людей, стараться помогать им, поддерживать в трудной ситуации и хоть немножко любить, научиться жалеть и миловать ближних и дальних наших, научиться быть истинными христианами, чтобы и наши добрые дела послужили кo славе Отца Небесного.
22 мая Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых. В этот день вспоминается перенесение его святых мощей в итальянский город Бари, где они пребывают и поныне.
В православном мире трудно найти второго, столь почитаемого святого, как Николай чудотворец. К нему обращаются все, и простецы и ученые, верующие и неверующие, даже многие, чуждые христианству, мусульмане и буддисты с благоговением и страхом обращаются к нему. Причина, столь масштабного почитания, проста — не заставляющая себя ждать, почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого. Людям, хотя бы раз обращавшимся к нему с молитвой веры и надежды, это, безусловно, известно.
Житие Николая угодника весьма скромно и, собственно, о земной его жизни мы знаем совсем немного. Знаем, что был он благочестивейшим пресвитером, а впоследствии епископом ликийского города Миры, знаем, что он бесстрашно заступился за невинно осужденных на смерть, знаем, что тайной, но щедрой, милостыней спас от бесчестия и позора трех бедных девушек.
Известно нам и то, что на первом Вселенском соборе, в жестких прениях, ревностный святитель заушил, а по современному дал по лицу, нечестивому, но искусному в спорах, еретику Арию факт сам по себе, на первый взгляд, не вяжущейся с христианской любовью и смирением, но это только на первый взгляд, однако, речь сейчас не об этом.
И так, на фоне столь скудного на факты жития, мы видим, не вмещаемое многими томами, свидетельство о бесчисленных и великих чудесах, совершаемых уже по смерти Святителя Николая, вплоть до сего дня. Тут необходимо вспомнить о том, что сам Господь заповедовал нам, свои добрые дела скрывать от людских глаз и ушей. Заповеди этой, безусловно, следовал и Николай угодник, и лишь, благодаря счастливой оплошности Святителя и смекалке отца трех, упомянутых выше, сестер, мы сейчас знаем о том, как под покровом ночи, таяся , как сказано в житии, подбрасывал Святой Угодник, мешочки с золотом в окно бедным девушкам, обеспечивая тем самым, их беспорочное будущее.
Не имея дерзновения пересказывать вам уже не раз описанные, известные и литературно оформленные чудеса, хочу рассказать вам о чуде, которое произошло с моей семьей, по молитвам Святителя Николая, таком же скором и ярком, как и все совершенные им чудеса.
Об этом чуде знают некоторые, близкие мне, люди, и прошлой зимой я рассказал о нем, в день памяти Святителя, на проповеди в, дорогом моему сердцу, храме Трех Святителей на Кулишках. Надеюсь, и вы, с интересом и пользой, прочтете о нем.
Дело было в 1993 году. Трудное и нищее время так и не перестроившийся перестройки и неускоренного ускорения. Мы с супругой снимали дачу в Ильинке. На осень зиму, это было гораздо дешевле, чем, даже самое захудалое, жилье в Москве, я еще не был священником и служил пономарем и чтецом в одном из, вновь открывшихся, монастырей.
Жили мы более чем скромно, и минтай-кормилец был нашей изысканной праздничной трапезой. У нас родился второй ребенок, денег не хватало катастрофически, возвращаться на светскую работу и оставлять храм тоже не хотелось. Как-то на исповеди я посетовал духовнику на жизнь и он сказал мне:
— Помолись Святителю Николаю, почитай акафист, все будет хорошо.
Я приехал домой и рассказал об этом супруге, и мы стали читать акафист.
На третий, буквально, день мне звонит один старый приятель и говорит:
— Димитрий, слушай, ты как, все еще в церкви работаешь?
— В церкви — говорю.
— И денег, конечно, у тебя нет.
— Конечно,нет.
— Слушай, тут такое дело, приятельница, глав-бух. банка, сводила баланс, и у нее, каким-то образом повисли 40 тысяч, ни туда, ни сюда, как бы лишние они, не возьмешь ли? Она хотела кому-нибудь из верующих пожертвовать, чтобы помолились.
— Возьму говорю конечно возьму, с большой радостью возьму.
И взял. И принес домой. Сорок тысяч рублей, по тем временам, деньги очень большие. Мы с женой были потрясены. Невероятно, немыслимо! Святитель христов Николай, великий Угодник Божий, слава тебе, добрый и скорый помощник. Половину денег решили мы отдать в помощь одному Никольскому монастырю в Калужской области, а на другую половину безбедно прожили, не помню уж какое, но длительное время. Однако, деньги имеют свойство заканчиваться, и мы, опять было, приуныли, но решили вновь взяться за акафист. И вот, на второй уже день, опять звонит мой товарищ:
— Димитрий, ну как, все еще в церкви?
— В церкви.
— Слушай, опять такая же история, только на сей раз 50 тысяч, возьмешь?
О наших с женой переживаниях, чувствах я, наверное, не смогу написать. Над этим нужно долго думать, как над стихами. Деньги мы опять ополовинили, по тем же направлениям, и прожили безбедно еще значительный отрезок времени, а там, я стал дьяконом, потом священником и жизнь приняла совсем иной оборот. Но по сей день и, надеюсь, до смерти, мы с матушкой с любовью, страхом, трепетом и восторгом относимся к великому и святейшему имени Николая Чудотворца. Его же молитвами и вам всем желаю, в день его святой памяти, и во все дни — спасения и помощи от Бога, заступления и утешения во всех скорбях, печалях и невзгодах.
Верую, что утрет великий Святитель своим омофором каждую пролитую вами слезу, поддержит десницей своей каждого, занесшего ногу над погибельной пропастью, согреет огнем своего сердца, простывшие на холодных ветрах века сего, наши грешные, слабые, но верные Богу, души.
Радуйся, Николае, великий чудотворче!
Священник Димитрий Арзуманов
Статья с сайта zavet.ru
Книга «Святитель Николай Чудотворец»,
составители — Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев.
Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005 г., 664 стр.).