Страстная икона Божией Матери — почитаемая в Православии икона Богородицы, относится к иконописному типу Одигитрия. Своё название икона получила по причине изображения рядом с ликом Богородицы двух Ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых — один с крестом, другой с губкой и копьем.
Происхождение иконы неизвестно. С прославлением в начале XVII века чтимого списка иконы связан рассказ о жительнице села Палицы по имени Екатерина.
В современный холодный, жестокий и безлюбовный век икона Божией Матери «Страстная», что находится на Винничине в Свято-Покровском храме с. Отченашевка (ныне Комаргород), через мироточение и многие чудеса обращается сегодня к нашему черствому сердцу, напоминая о том, что совершил на Голгофе для нас Ее Сын и наш Господь Иисус Христос. Со времени возвращения этой иконы храму начинается духовное возрождение в этом селе и его окрестностях.
История Отченашевской иконы «Страстная» связана с именем господина П. Н. Балашева. Петр Николаевич Балашов происходил из известного дворянского рода, ведущего свое имя от распространенного татарского имени Балаш (общетюркское «бала»: «ребенок»).
Род Балашовых принадлежал к одной из богатейших семей Российской Империи. Родился он в семье члена Государственного совета обер-егермейстера Высочайшего Двора Николая Петровича Балашева — крупнейшего в России землевладельца (на 1906 г. за родителями Балашева числилось 330 тыс. десятин в 4-х губерниях), владельца ряда заводов, и Екатерины Андреевны, урожденной графини Шуваловой.
В конце 1916 году господин Балашев, наряду с А. В. Кривошеиным, князем Н. Б. Щербатовым и др., был инициатором воссоздания Всероссийского союза земельных собственников.
К Февральской и Октябрьской революциям П. Н. Балашев отнесся, естественно, отрицательно. Он участвовал в работе Государственного совещания в Москве, проходившим с 12 по 15 августа 1917 года, а спустя две недели был арестован в связи с выступлением генерала Л. Г. Корнилова. Некоторое время господин Балашев принимал участие в Белом движении, предпринимая в июле 1919 г. определенные шаги по воссозданию ВНС на юге России. Однако, судя по всему, безрезультатно. Эмигрировав, П. Н. Балашев некоторое время жил в Париже, затем в г. Сафи (Марокко), состоя кандидатом объединения лейб-гвардии Гусарского полка за границей. Точная дата его кончины не известна.
Икона «Страстная» для Отченашевского храма написана по заказу жены господина П. Н. Балашева, на святой горе Афон в Свято-Пантелеймоновском монастыре. На обратной стороне иконы есть титульная надпись, свидетельствующая, что образ написан в 1903 году специально для села Отченашевка, в сельский храм, для богоспасаемой паствы: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в Русском святого Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре от коего и послана для церкви села Отченашевка в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом».
Когда икона Богородицы была готова, староста храма с сопровождающими его людьми отправился на Афон. Эту поездку, как и изготовление иконы, финансировал сам Балашев. Привезена была икона Божией Матери «Страстная» в Одесский порт. Сняв с корабля, великую святыню с подобающей честью внесли в портовый храм святителя Николая Чудотворца, где возле нее был торжественно отслужен молебен Царице Небесной. Затем железной дорогой икона была отправлена до станции Вапнярка, откуда крестным ходом народ Божий, во главе со своим пастырем, протоиереем Феоктистом, внес святыню в Свято-Покровский храм с. Отченашевка. Икона была в этом храме, по свидетельству людей, до Октябрьской революции 1917 года.
Перед иконой служились молебны, здесь молились как местные жители, так и многие приезжие. У святого образа как бы у Самой Пречистой брали благословение вступающие в брак, больные находили утешение в скорби, постигшей их, матери испрашивали благословения для своих чад, жены молились об отправившихся в дальнюю дорогу мужьях… На всех изливала свою милость и благодатный покров Утешительница всех скорбящих, Молитвенница о страждущих и благая Целительница человеческих душ.
Было все мирно, спокойно, народ Божий молился, люди ходили в храм. Всё изменилось с приходом богоборческой большевицкой власти. Чекисты выносили всё из храма, разбивали иконы, арестовывали священников. Печальная участь не миновала и Свято-Покровский храм с его святыней. Церковь была закрыта, иконы все изъяты, утварь, священнические и храмовые облачения, книги, иконостас, престол — сожгли. А Страстную икону, так как она была большая и с крепкого материала, вместе с другими досками забрали «на колхоз».
О дальнейшей судьбе иконы рассказывает старожил села — Герега Ольга Ивановна. «Моего отца, Герегу Ивана Васильевича, который был чтецом и хористом храма, позвал к себе плотник Кучер Павел, католик по вероисповеданию, и сказал: «Иван, вот мне дали икону, чтобы сделать из нее корыто цыплятам. Она с крепкого дерева и будет служить вечно. Хоть я и не православный, а католик, этого сделать не могу. Забери ее, Иван, и делай с ней что знаешь».
Тот дал плотнику досок на корыто, а икону ночью забрал себе. Так как тогда за сохранение икон преследовали, Иван Васильевич спрятал ее на чердаке. Там она и сохранялась до открытия храма во время войны. Таким образом, Пресвятая Богородица сохранила Свой дивный образ. Я считаю, что это великое чудо. Ничего в храме не уцелело (остались только стены), даже церковные колокола где-то были закопаны, а эта икона одна-единственная сохранилась и еще таким чудным способом. И после реставрации церкви икона заняла свое старое место в старом киоте, который также, каким-то чудом уцелел (был заброшен под забор и там пробыл все это время)».
Так как сельсовет регулярно проверял, есть ли в домах людей иконы, и при обнаружении последние изымались, большую икону вынуждены были прятать от посторонних глаз в укромном месте.
При наступлении немецких войск в село вошли румыны. Установивновую власть, последние разрешили богослужения в православном храме. Была вновь открыта Покровская церковь. Люди стали заниматься как коллективным, так и личным хозяйством. Румынами в храме был произведен ремонт, поставлен новый иконостас, сохранившийся до нашего времени. Псаломщик Иоанн принес в храм сберегавшуюся у него святыню — икону Богородицы. Ее поместили в специальный киот, находящийся в храме и сегодня.Через некоторое время советские войска освободили Винничину от немцев. Снова стали закрываться храмы. Был закрыт повторно Свято-Покровский храм, вынесены иконы, правда, иконостас на этот раз не трогали. Иконы погрузили на воз и вывезли в Свято-Рождества Богородицы Степановскую церковь.
Прошло много лет… К празднику Покрова Богородицы в 90-м году прошлого столетия Свято-Покровский храм власти разрешили открыть вновь. Люди своими силами стали восстанавливать приходскую церковь. Многие возвращали иконы, ранее бывшие в храме. Также были возвращены иконы из Степановской церкви, вывезенные туда при закрытии Покровского храма с. Отченашевка. Вернулась и главная святыня храма — «Страстная» икона Богородицы. Ее вновь установили в киот.
О. Иоанн Попаденец почувствовал душой, что это не простой образ. Каждый год 26 августа, в день памяти Страстной иконы Богородицы, стали совершать особое торжественное богослужение. Это как раз дата перенесения образа Пресвятой Богородицы «Страстная» в Свято-Покровский храм. На праздник собирались многие священники и верующие. На величественную соборную службу местный приход приглашал всех. Стали приезжать паломники и из других приходов и местностей. После Божественной Литургии совершался водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. По окончании службы дорогих гостей и паломников угощали с любовью приготовленной трапезой.
В 2005 году на приход был назначен о. Иоанн Журжик. По благословению ныне покойного (+2007 г.) митрополита Макария (Свистун), он практически ежедневно молился у почитаемого образа, читая акафисты Богородице. Благодатная икона Божией Матери стала являть Свою небесную помощь многим приходящим к Ней в скорбях и болезнях.