Наверное, немногие из нас, из наших соотечественников могут сказать о себе, что они богаты. И не потому, что все бедные. Говорят обычно: «я, слава Богу, не нищий», «мы не бедствуем», «у нас всё есть», «мы люди обеспеченные», «я довольно состоятельный человек» и т. д. А сказать: «я богат» – такого почти что не услышишь. Почему?
С одной стороны, денег, как говорится, много не бывает. Что такое богатство? Миллион рублей? Долларов? Или миллиард фунтов? Сколько бы ни было, хочется еще больше. А с другой стороны, в нашем обществе, хотя это явно и не формулируется, всё же пока что присутствует осознание того, что быть богатым (как и знаменитым) – некрасиво. Ведь от жизни никуда не деться, и всякий «обеспеченный» человек понимает, что вокруг него – тысячи и миллионы необеспеченных, бедных и даже нищих.
И поэтому всякое новое приобретение, хотя и радует глаз и услаждает душу, всё же (хочется верить и надеяться) нередко сопровождается уколом совести: а так ли мне нужна эта вещь? А нельзя ли было истратить эти деньги с большей пользой?
Но мы обычно довольно успешно нейтрализуем эту минутную слабость: всем всё равно не поможешь, им дашь – они пропьют, не жалок нам нищий убогий (вольно ж без работы гулять!), я эти деньги своим горбом заработал – и т. п. И эти возражения во многом резонны. Но не во всем. И, пожалуй, даже не в главном.
Что говорит Христос? А говорит Он (и притом совершенно определенно – не передернешь, не перетолкуешь!): «продай имение твое и раздай нищим». Но ведь это же безумие! Сейчас это – имение, имущество, приносящее доход. И что – вот так это продать и раздать? Да эти нищие через день (ну хорошо – через неделю) опять будут такими же нищими. Что же толку от такой благотворительности?
Тут надо бы создать фонд, может быть, выпустить какие-то акции, облигации. Позвать серьезных людей, порешать вопросы. Найти выходы на госструктуры, бизнес, Церковь. Наладить адресную помощь, обеспечить отчетность, прозрачность. Поработать над эффективностью, скоростью реагирования. В общем, дело-то очень серьезное. А Он говорит: продай – и раздай. Ну ясно, Он вообще не от мира сего. А нам-то тут жить.
Да, Христос и Его Царство – не от мира сего. И похоже, Он вовсе не заботился об эффективности расходования средств, полученных от предполагаемой реализации движимого и недвижимого имущества своего собеседника. Он заботился о его душе. И самый простой способ усовершенствовать душу – это избавить ее от попечения о богатстве. Продать, раздать, забыть. Будет ли от этого нищим далекоидущая польза– не о том речь. Но понятно, что польза душе, освободившейся от излишних земных пристрастий, – будет, и немалая.
Греховно ли богатство само по себе? Ответ здесь, как ни странно, отрицательный. Греховными могут быть наши дела, слова, мысли, намерения. Но топор, телевизор, компьютер, деньги – не греховны.
Однако очень важно то, как мы используем ту или иную вещь, какое воздействие эта вещь оказывает на нашу душу, нашу волю. Богатство, даже если и не вызывает патологической зависимости, как ускупого рыцаря, всё же, как правило, создает иллюзию защищенности, устойчивости, самодостаточности его обладателя. Тут уже не нужен Бог, тут излишни другие люди, постепенно умирает совесть и оскудевает любовь. Исключения, конечно, есть, но они редки – наше искаженное грехом естество легко поддается обаянию купюр и монет.
Именно поэтому – трудно богатому (а точнее, надеящемуся на богатство – Мк 10:24) войти в Царство Небесное.
Впрочем, как сказал в свое время другой рыцарь, «трудно, но можно». И возможно это Богу, Который пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние. А наше дело – откликнуться на этот призыв, переменить свои мысли и свою жизнь. Расстаться с богатством иногда очень легко – особенно когда это происходит помимо нашей воли, например, в результате стихийных бедствий. Но расстаться с привязанностью к деньгам, избавиться от ложной надежды на них – гораздо сложнее (яркий пример из русской поэзии – стихотворение Н. С. Гумилева «Крест»).
Как же бороться с привязанностью к деньгам? Сегодняшнее евангельское чтение дает нам ответ на этот вопрос: раздай нищим. Да, мы не сможем раздать всё (и, надо осознать это, не сможем в таком случае стать совершенными). Да, мы будем очень осмотрительны и разборчивы, давая кому-то свои (свои – как нам кажется) деньги. Но надо потихоньку приучать себя к этому. Иначе Господь сам позаботится о нашей душе – так, как сочтет правильным и нужным.
Притча о богатом юноше
Мф 19:16–26 (зач. 79)