Св. Угодников почитают все вступившие в ограду церковную, но больше всего почитают или почитали русские и это почитание считают первым делом своей жизни. Ради поклонения св. Угоднику Божию наши предки ходили в далекие края.
Нет ему пути далекого:
Был у Матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы, — говорил о русском паломнике поэт Некрасов. И чем глуше место, тем с большей жаждой туда идут.
Раньше все святые были мучениками, а потом, если и не умирали насильственной смертью, то свою веру исповедали, запечатлев в своей душе лик Христов, и к нему то и шел народ. Бывало раньше народ не знает, кто правитель в этой области, кто здесь богат и силен, но знает какой здесь угодник Божий.
Для народа Церковь и праведность — это Святое Семейство, которое облежит облако угодников Божиих, и все они живут одною жизнью.
Жизнь светская, мирская — это больной и неотвязчивый призрак, от которого хочется освободиться. Русскому народу святые — близкие и родные. Я был раз в Румынии, в храме, и спрашивал, где же рака угодника Божия св. Димитрия, погребенного в этой церкви. И никто не знал. Про него забыли. Потом выяснилось, что его могила под полом и плита над ней вделана в пол. По ней ходили и не знали, кто здесь почиет.
У русских есть живое сознание, что мало исполнять только заповеди, но что нужно отдать всего себя на служение правде.
Надо отвергнуться себя, не жить по желаниям своего греховного сердца, а по правде Божией, надо взять свой крест, — ибо в этом и есть сущность несения креста. Настоящее христианство там, где есть самоотречение.
Протестанты говорят, что русские больше знают и почитают святых и забыли Христа. Это безумие, ибо между святыми и Христом не соревнование, а единство. Предстояние перед святыми, это предстояние странника перед морем бесконечной благодати Божией. Жизнь мученика и смерть его — это не бегство, остановленное внешней силой мучителя. Нет. Мученик — это олень, жаждущий и бросающийся к воде. «Так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:2).
Русское отношение к святым не знает национализма: Святый Алексей, столь чтимый на Руси, был итальянцем, а первый юродивый на Руси, Прокопий Устюжский, был немцем. Воины прославляют воинов и вождей, христиане — христиан и угодников Божиих. Сегодня все они прославляются, и пусть лучи их славы осветят и нас грешных.
«Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами» (Филип. 4:8).
Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала.
С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они – «божественные угли», горящие огнем Господней любви, они — сеятели «честное проповедание православно сеющие» и от них «прозябло божественным земледелием и благодатью» всё, что честно, праведно, пречисто и прелюбезно — «аще кая добродетель и аще кая похвала» — на земле.
Вот почему Православные, преимущественно перед прочими исповеданиями, радуются в праздник всех Святых от века Богу угодивших.
Святая Церковь во всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии и безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием.
И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих и прославленных и не прославленных — их же имена ты един веси, Господи. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
Ибо всё оставить — это значит быть способным принять смерть не как ужас, как это происходит со всеми людьми, не знающими Христа и Его благодати, но как жизнь новую, как высший дар, который может быть принят человеком — в этом заключается жизнь, в этом заключается святость. И ни один человек не лишен возможности все отдать Господу.
Дай Бог нам восходить к этому и понимать, что многие первые, как говорит Господь сегодня, будут последними. И многие последние — первыми. Небесное наследство не дается так, как земное. Не по старшинству возраста, не по благородству рождения оно дается, но так, как Бог благоволит. И дар Его определяется по нашей любви к Нему, по нашей готовности все оставить и все принять, потому что Господь всего Себя, всё, что есть у Него, даёт тем, кто свят. Аминь
С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми Церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Яко начатки естества, Насадителю твари, / вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, / тех молитвами в мире глубоце / Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.