Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста

12.03.2012 Метки: 
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Покровском ставропигиальном монастыре

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Покровском ставропигиальном монастыре

1 марта 2012 года, в неделю 2-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения Олимпиада! Дорогие сестры, отцы, братья!

В этот замечательный день, второе воскресенье Великого поста, мы совершаем Божественную литургию в Покровском Хотьковом монастыре при большом стечении паломников, сопровождая богослужение великим таинством рукоположения нового епископа.

Каждый, кто восходит на свещницу архипастырского служения, несет особую ответственность, в первую очередь, за исцеление человеческих душ. Мы забываем о том, что Церковь, продолжая служение Спасителя, призвана нести исцеление людям. С первых дней существования христианская община была общиной исцеления. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка (Мк. 2:1-12) помогает нам понять, почему Церковь продолжает это великое служение.

Апостол Марк повествует о том, как Господь исцелил парализованного человека, которого принесли к дому, где Он проповедовал. Его близкие, не имея возможности войти в помещение, разобрали крышу (ибо крыши на востоке в то время, да и поныне делают плоскими) и, опустив носилки с этим несчастным человеком в комнату, где был Спаситель, просили Его об исцелении.

Господь не просто исцеляет этого парализованного человека. Он говорит удивительные слова: «Прощаются тебе грехи твои». Присутствовавшие фарисеи, призванные улавливать каждое слово Спасителя, чтобы обвинить Его в нарушении закона, тут же вознегодовали и сказали: «Как этот человек может прощать грехи?» Но Господь разрушает это лицемерное благочестие одной фразой: «Что легче: сказать «прощаются тебе грехи» или сказать «встань, возьми постель твою и иди»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди». И исцелился парализованный, видимым образом доказав силу Божию исцелять людей, а значит, и прощать грехи.

Какая же связь существует между грехом и болезнью? На эту тему размышляли многие выдающиеся отцы Церкви и богословы. Приведу вам слова святителя Макария, митрополита Московского, который, размышляя о связи болезни с грехом, писал: «Грех посеял семена болезни в природе человеческой, и эти семена передаются от родителей к детям». Но болезнь не является карой за грех. Болезнь призвана показать безобразие греха, его пагубность для человека. Действительно, Бог создал человека совершенным, безгрешным. Не было греха, и не было никаких болезней. Болезнь не была создана Богом — болезнь есть проявление действий, разрушающих Божий замысел о человеке. Болезнь есть непосредственное проявление пораженной грехом природы человека.

Каждый из нас страдает от болезней, и для любого человека — и больного, и того, кто созерцает его страдания, — болезнь есть очевидный факт. Тех, кто в этом сомневается и сам никогда не болел, почти нет; а если, может быть, кто-то и отличается прекрасным здоровьем, то ему было бы полезно побывать в больнице, посетить страждущих и умирающих. Но страдания — это не замысел Божий о человеке. Все это результат помрачения человеческой природы грехом — тем самым, который посеял, по слову святителя Макария, семена болезни в природе человеческой.

Еще менее очевидно для человека, особенно современного, действие греха и сам грех. Почти каждому священнику приходилось встречать людей, которые, придя на исповедь, говорят: «Я ни в чем не грешен, на мне нет никакого греха». Только долгая и кропотливая работа духовника с таким человеком может помочь ему понять свое заблуждение и увидеть совершенные им грехи. Семена греха присутствуют в нашей природе и произрастают при нашем свободном и разумном соучастии. В совершении греха участвует каждый человек — своей свободной волей, своим разумом. Семя прорастает под воздействием тех благоприятных условий, которые мы создаем, открывая свое сердце, свой разум навстречу греху. И если для современного человека неочевидна опасность, смертельная опасность греха, то болезнь является физическим отображением духовного беспорядка, духовной болезни, которой является грех. Взирай на болезнь, и ты увидишь физическое отражение болезни душевной, увидишь и прикоснешься к физически выраженному безобразию греха.

Замечательно святитель Макарий говорит, что не следует болезнь воспринимать как грех. Мы знаем, что в другом месте Евангелия повествуется об исцелении слепорожденного (Ин. 9:1-7). У Спасителя спрашивают: «За что этому человеку? Он согрешил или родители его? За что он наказан?» И Господь отвечает: «Он не наказан — ни за родителей, ни за себя; но это случилось, чтобы на нем явилась слава Божия». И мы знаем, что Господь исцелил ту болезнь, являя славу Свою.

Итак, физическая болезнь присутствует в мире как физическое отображение болезни духовной. Поэтому подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Мы знаем, каких замечательных результатов сегодня добивается медицина, знаем, как успешно исцеляются — медикаментозно, хирургически — многие болезни, так что многим кажется: наступит время, когда болезнь уйдет. Однако физическая болезнь не уйдет никогда, и об этом сегодня говорят ученые, которые наблюдают появление новых болезней, в том числе порожденных современным уровнем научно-технического развития человеческой цивилизации.

Болезнь есть видимое, физическое отображение духовной болезни. Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия. Не может быть счастья в жизни, порабощенной греху. И когда мы совершаем грех, чтобы обрести некое человеческое счастье, когда мы кого-то обманываем, когда мы устрояем свое собственное счастье на несчастье другого, как это иногда бывает в семейной жизни, мы должны помнить: грех никогда не приводит человека к счастью. В конце концов, рано или поздно совершается суд Божий, и человек наказывается за свои прегрешения.

Сегодняшнее Евангельское чтение открывает нам эту тайну взаимосвязи духовного и физического, души и тела, греха и болезни. Открывает не мудростью человеческой, не способностью человеческого ума проникать в суть вещей, а самим словом Божиим: «Что легче сказать: возьми одр свой и иди? или: прощаются тебе грехи твои?» И Господь, простив грехи парализованного человека, исцеляет его и от болезни физической.

Пусть сегодняшнее Евангельское чтение поможет нам расширить горизонт своего видения всего того, что происходит в нашей личной, семейной, общественной, государственной жизни. Пусть Господь поможет нам увидеть все то, что происходит сегодня с родом человеческим. И, может быть, слово Церкви, повторяющей слова Спасителя «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4:17), достигнет тогда сердец человеческих и поможет тем, кто слышит и воспринимает это слово, преодолеть тяготение греха и тем самым укрепить свое здравие душевное, вкупе же и телесное. Аминь.

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, матушка Олимпиада, за Ваши слова приветствия, за чудный образ, который был написан в этой святой обители и который будет напоминать мне и о монашеском подвиге, совершаемом здесь, в этих святых стенах, и о сегодняшнем молитвенном общении. Храни вас всех Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси