Не одни уста должны поститься, — нет,
пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.
(Святитель Иоанн Златоуст)
— Когда молодой человек впервые решает — поститься ему или нет, то какие мотивы у него могут быть для этого? Как его убедить начать употреблять это духовное усилие?
— Лучшим средством убедить кого-то сделать что-то является собственный пример или аскетический пример святых. Аскетические опыты и их миссионерское значение описаны во многих житиях святых. Самый же действенный пример — это ближайший пример, когда человек сам увидел аскета или святого. Если нам посчастливится увидеть живой пример настоящего святого, то это будет гораздо убедительней, чем если мы прочитаем записанное житие, пусть даже известного святого, но достаточно сухое. И у нас есть возможность видеть святых, ведь Церковь равна сама себе во все времена, а значит, подвижники существуют и сейчас, хотя некоторые житийные подробности аскетических подвигов сегодня кажутся невероятными, а совершение таких подвигов едва ли исполнимым.
Кроме личного или церковного примера, побудительным мотивом к усилию может быть понимание того, что такое пост. Христианский пост есть школа духовной жизни. Это особое время, когда мы можем научиться побеждать свои грехи и слабости, можем учиться любить Бога. Цель жизни христианина — это жизнь с Богом. Что же такое — жизнь с Богом? Это — любовь к Богу, потому что Бог есть любовь. Это жизнь с Любовью. Научиться жить с Богом можно только учась этой любви. Для этого нужно совершать дела любви. А любовь всегда жертвенна. Это самоограничение (именно самоограничение, поскольку это наш выбор: есть или не есть что-то).
Не Богу нужно, чтобы христиане в какие-то периоды года ели или не ели какую-то пищу, совершали поклоны и другие аскетико-диетологические упражнения. Это нужно нам, чтобы мы учились жертвовать своим комфортом, своим рационом, чем-то своим. И с помощью этого учились любви.
— Отец Александр Салтыков говорит, что на современных детей действует только одно: призыв стать личностью. Личностью может стать только сильный человек и только в общении с другими личностями. Высшая личность — три Лица Святой Троицы, поэтому без Бога невозможно стать личностью. Сильный человек — это не гордый, а тот, кто победил самого себя. Как с этой точки зрения можно посмотреть на пост?
— Мне эта точка зрения очень близка, я ее полностью поддерживаю. Именно молодому человеку важно услышать о том, что его выделяет из подобных ему людей как личность. О том, что его делает тем, кем он есть: свободной, независимой, сильной, уникальной личностью. Что касается поста, то здесь можно говорить о возможности себя преодолеть, совершить даже маленький, но подвиг. Не случайно в переводе с греческого слово «аскезис» переводится как «упражнение», а цель упражнения — совершение подвига. Пост — это подвиг преодоления себя, своих привычек.
— С чего начинать, если постишься впервые?
— Церковный пост — это не диета. По правилам Православной Церкви Великий пост — самый строгий. Во время него предполагается воздержание от мяса, молочной пищи, от рыбы, кроме двух дней, Благовещения и Входа Господень в Иерусалим, и даже воздержание от масла, кроме суббот и воскресений. Более того, по Типикону (книга, содержащая богослужебные и канонические указания, в т. ч. о правилах поста — прим. ред.) в первые два дня Великого поста предполагается полное воздержание от пищи, когда только больные могут съесть немного хлеба и выпить воды и то, только после захода солнца. А обычный человек эти двое с половиной суток до совершения Литургии Преждеосвященных Даров должен поститься литургически.
Надо помнить, что Типикон составлялся монахами и для монахов (хотя современные ученые-литургисты считают, что монахи не составляли ни типикона, ни гимнографии, а только приняли готовую традицию кафедрального богослужения. Так, современное богослужение, совершаемое по Иерусалимскому уставу, было создано в кафедральных храмах Иерусалима). Мы не можем для современных людей, даже для молодых, рекомендовать поститься таким строгим образом без согласования с духовником, (духовником в полном смысле этого слова, то есть духовным отцом, который вас знает, с которым вы можете обсудить возможность такого строгого поста).
С другой стороны, мы живем в то время, когда все ищут комфорта, и современный, даже молодой человек с трудом прилагает усилия для того, чтобы ограничить свой комфорт, в данном случае, комфорт в пище. Поэтому послабление поста также должно быть согласовано с духовным отцом. Наиболее распространенная приходская практика нормы поста следующая: растительное масло употребляется в пищу, но от рыбы соблюдается воздержание. Существует практика духовных учебных заведений, в которых учащимся традиционно благословляется есть рыбу в Великий пост, за исключением Первой седмицы, Крестопоклонной и Страстной седмиц), поскольку растущий организм, переносящий большие учебные нагрузки, требует пищи, по возможности, питательной.
— В ПСТГУ тоже есть такая практика — разрешать учащимся есть рыбу во время Великого поста?
— Учебные корпуса нашего университета физически находятся в разных местах Москвы. Главная его часть — Богословский факультет и ректорский корпус, а также ПСТБИ — наша семинария, — располагаются вокруг храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, певческий факультет около Троицкого храма, недалеко от храма Николы в Кузнецах, иконописный факультет на Поклонной горе, а все остальные факультеты в новом корпусе на ул. Иловайская, где у нас есть студенческий городок, общежитие, библиотека, трапезная. В трапезной, которая находится на территории храма в Кузнецах, отец ректор не благословил давать рыбу во время Великого поста, а в трапезной в новом корпусе, где студенты живут, разрешено готовить пищу с рыбой.
— Что лично Вы стараетесь сделать постом?
— Как я уже сказал, христианам иногда выпадает счастье встретить в своей жизни подвижников и святых, которые живут подвижнической жизнью, которые несут подвиг в трудах, в священнослужении, и, конечно, аскетический подвиг. Но я должен сделать признание, что я совсем не подвижник. Я человек очень приземленный, плоский, и не умею совершать особых подвигов. Постом лично я стараюсь соблюдать установленные ограничения, которые существуют в православной традиции и которые благословляет мой духовник.
Кроме этого, постом нужно стараться не только чего-то не есть, но и сократить, а лучше — исключить чтение развлекательной литературы, слушание музыки, просмотр фильмов и телевизора (для современной молодежи также актуальным вопросом является избавление от интернет-зависимости, например, от пребывания в так называемых социальных сетях: «В контакте», «Фейсбуке», «Одноклассниках» и так далее), и посвятить особое время чтению Святого Писания и священных книг.
Добровольное ограничение своих желаний — это далеко не все. Оно только создает условия для духовной жизни, для молитвы (а для студентов дает дополнительные силы для учебы, что немаловажно). Надо делать что-то доброе. Самое простое — это взять на себя труд, на самом деле очень радостный, полностью прочитать Евангелие за пост. Можно читать Псалтирь. Я сам стараюсь каждый день читать Евангелие. Кто-то каждый день читает и Псалтирь. Обычно это получается не всегда и далеко не у всех, а вот постом можно и нужно приложить усилие к молитве.
Детский пост?
Для детей пост — это событие более яркое, чем для взрослых. Но для детей сложнее ограничение в пище. В многодетной семье говорить о какой-то строгости поста невозможно. Пост нужен не детям. Дети не могут поститься. Для детей пост должен быть приятным, как говорит гимнографический текст Триоди, читаемый в начале поста: «Постимся потом приятным». Маленький ребенок не может понять, что приятного в том, что ему все запретили есть? Если детей насильно заставлять поститься, то вероятно, что когда они вырастут, то никогда не будут поститься сами. В нашей семье в пост не едят мяса. Маленькие дети пьют молоко и едят молочную кашу, иногда сливочное масло. Вот, пожалуй, и все.
— Некоторые люди говорят, что пост якобы вреден, потому что во время поста многие заболевают, или что поститься вредно для женского организма и так далее. Что можно на это отвечать?
— В этом тезисе есть лукавство, потому что известно, что не только умеренность в еде, но даже полное кратковременное отсутствие пищи полезно для физического здоровья. Понятно, что всякую идею можно довести до абсурда. Если что-то делать с фанатизмом, то можно прийти к негативным результатам, и если поститься неразумно, то можно быстро дойти до голодных обмороков. Мы живем нагруженной жизнью, полной обязанностей, которые мы не можем оставить, и если неправильно поститься, то это может кончиться плохо. Надо помнить, что в церковной жизни существует «царский путь»: не должно быть вседозволенности и не должно быть фанатизма в самоограничении. Надо учиться умеренности. Проще вообще ничего не есть, чем есть сдержанно, чем, начав есть, где-то себя ограничить в количестве, в характере пищи.
— Как сделать так, чтобы пост не прошел зря?
— Каждый человек, и тот, кто только начинает поститься, и тот, кто имеет опыт церковной жизни, каждый день должен испытывать свое сердце: удалось ли ему сделать усилие для преодоления самого себя, не прошел ли этот день, этот отрезок постового времени, зря.? С тем, чтобы приступая к Пасхе, не пришлось сказать: «Еще один пост прошел, а я ничего не успел сделать».
Может об этом не время говорить перед постом, но вспомним слова Иоанна Златоуста на Пасху, что Господь на Пасху принимает и того, кто постился с самого начала поста, того, кто начал поститься в середине, и того, кто только хотел попоститься, но ничего не успел. Потому что Господь, как говорить святитель, «и намерение целует». Иногда так бывает, что взогреть это намерение в себе — это тоже подвиг. У каждого свой подвиг.
На вопросы журналиста Правмир.Ру Александра Филиппова
отвечал проректор по воспитательной работе Свято-Тихоновского университета,
заместитель декана исторического факультета ПСТГУ,
председатель епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы,
священник Филипп Ильяшенко