«И сказал им: душа Моя скорбит смертельно;
побудьте здесь и бодрствуйте» (Мф 26:34).
Наступает Страстная седмица, которая завершается великим праздником Светлого Воскресения Христова или Пасхи. На протяжении недели Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие на кресте и погребение. Богослужения Страстной седмицы исполнены особым молитвенным духом.
Все дни Страстной седмицы называются Великими. В эти святые дни не совершаются ни поминовения усопших, ни молебные пения, ни памяти святых. Седмица посвящена последним дням земной жизни Христа, Его страданиям – «страстям», распятию, мучительной крестной смерти ради нашего спасения.
Оставить все суетное и мирское призывает нас в эту неделю Святая Церковь. Пост в эти дни особенно строг, молитва – усилена. Стараемся свести к минимуму все домашние дела и встречи. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – вот как должны мы провести эти дни по возможности. Причащаться, как минимум, следует в Великий Четверг и на Пасху.
Посещение богослужений дает возможность, пронзая пространство и время, быть сопричастниками последних дней земной жизни Спасителя, грядущего на смерть. Сопереживая Ему, следовать за Ним с благоговением.
Тому, кто не может посещать храм в эти дни, можно: — найти в Евангельском синопсисе чтения на каждый день Страстной седмицы; — вычитывать в любую свободную минуту выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы.
Молитвенное общение с Богом в эти дни должно быть превыше всего. Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает путь к воскресению. Этот путь проходит через крест и страдания. И важно, чтобы предпасхальные приготовления: забота о подарках, пасхальных яствах, уборка в квартире не затмили собой главное — ожидание Пасхи как Христова Воскресения.
Главное, что мешает пережить Страстную седмицу – это явная близость к Пасхе и некоторая усталость от завершающегося поста. Когда запах куличей начинает слепить нос – особенно это заметно когда живёшь в семинарии или в монастыре – тогда, вместо того, чтобы нам действительно переживать всецело и только события Евангельской истории, в нас уж очень бурно начинает просыпаться и мечтать о своём удовлетворении гастрономическое чувство.
В этом смысле Страстную седмицу переживать иногда бывает тяжелее, чем предыдущие долгие недели Великого поста. И принципиально важно до некоторой степени об этом забыть. Человек должен уметь себя контролировать.
Первые дни Страстной седмицы для многих людей относятся к числу, может быть, самых любимых, потому, что они какие-то очень спокойные. Нет ещё предпраздничной суеты, нет эмоциональной чрезмерной нагруженности, которая начнётся во второй половине недели, когда она будет погружать тебя в атмосферу Страстей.
А атмосфера первых дней совершенно удивительная — ровная и в то же время в ожидании какой-то бури. Здесь нет чувства новизны, экзотики, как в начале Великого Поста, когда от стилистики Великого Поста за год отвыкли – здесь уже привычное, сроднившееся, родное, и скоро оно уйдёт. Немножко прощальная, немножко сожалеющая, но очень насыщенная эмоциональная гамма — определяет первые два дня Страстной седмицы.
Затем наступает Великая среда. Этот день несколько необычен тем, что обычно для церковных людей является днем исповеди перед Великим четвергом. Далеко не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам Великий четверг на Божественной литургии, поэтому во многих храмах большая исповедь идёт накануне – в среду вечером, что собственно и правильно и намного удобнее как священникам так и исповедующимся.
И так, Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел». Сами Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.
Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа и поныне…
И так, в богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Виффании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 серебренников.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, мы мысленно переживаем всю историю страданий Христовых…
В эти три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа: «Благословение Господне на вас…») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа…