Рождество Христово нам говорит и о Боге, и о человеке — и по отношению к Тому и другому оно раскрывает перед нами громадную надежду, но надежду, которую мы должны оправдать.
Что же нам говорит Рождество Христово о Боге? Оно нам говорит о том, что Бог, Который в Ветхом Завете представлялся непостижимым, великим, святым и страшным, перестает быть страшным. Он делается нам родным., потому что вдруг мы обнаруживаем, что любовь Его к человеку такова, что Он готов стать одним из нас.
А это значит, что Он берет на Себя все последствия Своего творческого действия, что Он нас не создает просто с тем, чтобы мы потом перед Ним отвечали за то, что не сумели жить так, как Он возмечтал о нас. Рождество Христово нам говорит о том, что Бог нас принимает, какими мы есть, со всей любовью и со всей ответственностью.
Он берет на Себя лично ответственность за Свой творческий акт и за человеческое отпадение и грех. Он становится человеком, не делаясь грешником, но принимая на Себя все последствия человеческого отпадения, то есть греха. Он один из нас, и в Нем мы можем видеть идеал человека, полноту того, к чему мы призваны.
Но кроме того, Рождество Христово говорит нам также и о значении человека. Ведь подумайте: для того, чтобы Бог мог стать человеком, человек должен быть так глубок, обладать такой бесконечной емкостью, что он может стать местом селения божества.
Об этом говорит святой Григорий Палама. Когда ему поставили вопрос о том, каким образом Бог может стать человеком – и человек не сгорает в этом пламени, и пламя не гаснет в холоде человечества, он отвечает: Воплощение похоже на то. будто мы вложили в жаровню меч. Когда мы его вкладываем, он холодный, темный, когда мы его вынимаем, он весь горит, он сияет и — чудо из чудес! — теперь можно резать огнем и жечь железом.
И вот это и случилось в рождении Христовом. Но Христос не для того только родился, чтобы нас спасать. Он нам доверил тайну спасения мира. Он нас призвал не к тому только, чтобы мы стали Его наследниками в Царстве Божием, но чтобы мы взяли на себя труд преображения этого мира.
И вот теперь, когда над Россией повисла новая трагедия, когда страх берет за ее судьбу, когда перед нами открываются новые возможные бездны, но также и возможные чудеса — мы все призваны помнить, что Бог вошел в грешный мир для того, чтобы его преобразить. А нам Он сказал: Я вас посылаю в мир, как овец среди волков…
Он нас послал для того, чтобы мы своей жизнь и смертью, своим примером и словом, своей верой и любовью этот мир преобразили, сделали из него Царство Божие.
А Царство Божие вовсе не означает место, где Бог властвует; это то место полной свободы, полной взаимной любви между Богом и человеком, и между человеком и человеком.
Вступая в новый год, который начинается с Рождества Христова, давайте, все приложим усилия к тому, чтобы победить всякую рознь, всякую подозрительность, открыться друг другу, но открыться в правду, в решимости стоять за все то. что является истиной и правдой, и достоинством, и святостью мира и человека — и тогда победит добро.
И на этот подвиг — да благословит нас Господь, чтобы мы его совершали Его силой и Его любовью.
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!
Митрополит Антоний Сурожский
РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ
Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
Задостойник, глас 1
Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.
Любити убо нам, яко безбедное страхом / удобее молчание, / любовию же, Дево, / песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; / но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
Вместо же Трисвятаго
Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. / Аллилуиа. (3)