Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве.
— Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешел на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне — никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост?
— Мне кажется, начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковленные люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь — это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровскийговорил: «Добродетель — не груша, ее сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач.
Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста потрудиться над тем, чтобы искоренять ее. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.
Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка.
Далее. У каждого человека есть какие-то свои «грешки», с которыми он никак не может расправиться. Мы знаем, что когда человек приходит в Церковь, то Господь по Своей благодати дает ему силы не повторять наиболее грубые, наиболее тяжкие грехи, которые еще называют смертными: убийство, воровство, блуд и тому подобные вещи. Поддерживаемый согревающей благодатью Божией, человек имеет силу удерживаться также и от многих грехов, которые вроде бы не столь тяжкие, но в совокупности так же нас тянут на дно и в бездну адову.
Но в свое время Господь эту благодать отнимает, чтобы человек научался сам стяжать ее, учился понуждать себя к несению креста, о котором говорится в Евангелии. И тут начинается самое трудное. Нужно жить, памятуя о том блаженном состоянии, которое было у нас, когда мы только воцерковлялись. Тогда мы как на крыльях летали, воздерживаться от греха для нас не составляло никакого труда. Нужно помнить об этом радостном, ангелоподобном состоянии и стремиться вернуть себя к тому чувству, которое мы имели при воцерковлении.
Нужно помнить, что сразу все не получится. По своему человеколюбию от многих грехов Господь не избавляет христианина. Почему? Чтобы человек имел подвиг, чтобы он не получил все задаром. Ведь как только мы в чем-то преуспеем, у нас тут же задирается нос, мы начинаем считать себя не такими, «как прочие человецы». Мы начинаем превозноситься. Во избежание этого, по слову Серафима Саровского, Господь людям, любящим Его, часто попускает впадать в какие-то тяжелые грехи, чтобы они не впали в еще больший грех — высокоумие.
Поэтому двигаться нужно шаг за шагом. Уже будет достижением, если получится в течение поста воздержаться от гнева, не осудить в двух из десяти случаев. Если мы сможем хотя бы половину постных дней провести без телевизора или социальных сетей, это уже будет результатом поста. И эта благая привычка рано или поздно обязательно выработается в нас и останется с нами уже на все время.
— На приготовление постных блюд человек тратит много времени и сил. Получается, что, понимая — Пост — это не про еду, все равно начинает воспринимать его именно с «гастрономической» точки зрения…
— Тут нужно в очередной раз себе напомнить общеизвестное замечание, что пост телесный — воздержание в пище — является только средством для достижения поста духовного. Настоящий пост — это воздержание от греха во всех проявлениях.
Понятно, что «сытое брюхо к молитве глухо». И потому воздержание от той пищи, которая утучняет, делает человека ленивым, необходимо. Но нужно понимать, что пост без Евхаристии, без покаяния, без исповеди — это не более чем диета. Не надо думать, что, лишая себя каких-то определенных продуктов питания, мы этим угождаем Господу. Это — не пост, не воздержание от греха, не борьба со своими страстями, а только диета, которая является одним из проявлений заботы о своем теле, одним из проявлений гордыни, потому что человек стремится попостившись похудеть, постройнеть и так далее. Такой метод к Богу не приближает.
— Не теряется ли аскетический смысл, если воцерковленный человек покупает дорогие морепродукты, заказывает постную еду в кафе и ресторанах?
— Дело в том, что все-таки морепродукты — это уже в некоторой степени изыски, и по карману далеко не каждому человеку. Тем более, в глубинке.
Также важно помнить, что поститься нужно в той традиции, которая сложилась именно в Русской Церкви. А у нас о том, чтобы во время поста нести какие-то сверхрасходы, речь не идет.
Вообще для человека опасно жить по принципу «сам себе режиссер». Изучив несколько книг, сконструировав для себя какие-то определенные рамки поведения, он начинает считать, что может таким образом приблизиться к Богу. Не нужно обольщаться. Это все равно, что человеку, имеющему хроническую болезнь, лечиться по Большой медицинской энциклопедии. Результат предсказуем.
Без духовника, который знает состояние человека, знает все движения его души, все особенности его характера, на мой взгляд, нормально поститься для христиан невозможно. Ни поститься, ни вообще жить по-христиански.
— Во время Великого поста мы стараемся чаще исповедоваться. Минимум — раз в неделю, а ведь хочется и на Литургию Преждеосвященных Даров попасть… Как тогда готовиться к исповеди? Невозможно же так часто искренне переживать покаяние.
— Нельзя доверять своим субъективным ощущениям и думать: «У меня сейчас есть покаяние, а в какой-то момент у меня его не будет. Если я буду реже исповедоваться, мне будет лучше. И, наоборот, если я буду чаще исповедоваться, значит, смогу глубже осознать Причастие». Все это будет неправильно.
Правильно причащаться и исповедоваться — так, как скажет ваш духовник, который знает лично вас, который знает вашу душу. Опять же, если провести параллели с медициной, то одно и то же заболевание у разных людей лечится различными способами. Всегда учитывается возраст человека, наличие других хронических заболеваний, совместимость с тем или иным лекарством. В соответствии с этим и назначается лечение. Так же не существует универсальных советов, которые подходили бы всем без исключения православным христианам.
Конечно, есть истина, которую Господь явил в Евангелии. Есть учение Святых отцов. Но все это применять к себе по своему разумению крайне опасно и может привести совершенно к непредсказуемым духовным травмам. Поэтому лучше не доверяться своим субъективным ощущениям и советоваться с духовником.
Тем более, сейчас нет проблемы найти духовника. Возможно, это было сложно в советское время, когда священников было крайне мало.
— Что вы посоветуете читать во время Великого поста?
— Я бы посоветовал найти переводы великопостных богослужебных песнопений, канонов, стихир и тому подобного. Или купить книгу, которая называется «Постная Триодь», и хотя бы некоторые песнопения из нее каждый день прочитывать. Они настраивают на молитвенно-покаянное состояние. Как говорил Феофан Затворник, человеку, который внимательно читает «Постную Триодь», уже не нужны никакие другие богословские книги.
А в остальном каждому человеку подходит что-то свое. Повторяю, лучше посоветоваться со своим духовником, который знает вас хорошо, знает особенности вашего характера, знает, что вы, как православный христианин, из себя представляете.
— Принято говорить, что современному человеку тяжело поститься. Особенно жителям больших городов, которые жалуются на то, что трудно сочетать ритм рабочей жизни и литургической, порой кажется, что они вообще существуют параллельно… Как можно выйти из этой параллельности?
— Расскажу из своего опыта. Я воцерковлялся, когда учился в медицинском институте. Это были последние годы советской власти. Еще вроде бы господствовала коммунистическая идеология, но уже намечалась серьезная в религиозном отношении оттепель.
Я ни от кого не скрывал, что хожу в храм, что пощусь. Все знали, почему во время постов в столовой я беру стакан компота и кусок хлеба. Никаких вопросов не возникало, потому что человек, который исповедует открыто свою веру, не стесняется ее, не прячется, не двоедушничает, вызывает только уважение.
Увы, приходится встречать людей с двойным, тройным дном. На работе он один, на учебе другой, в семье — третий. С одними друзьями он ведет себя так, а с другими совсем по-иному, в храме вообще полностью преображается. Такие люди мало у кого вызывают уважение, почтение и, на мой взгляд, это самый яркий случай антипроповеди. Все-таки христианин должен быть христианином во всех случаях своей жизни, и вести себя по-христиански во всех ситуациях.
А разговоры о том, что горожанам тяжело поститься, кроме разве что улыбки ничего не вызывают.
Почти все мы вышли, что называется, из простого народа: мало среди нас потомков аристократов или дворян. Мы знаем, как жили, трудились люди на земле, на заводах. Это был тяжелейший труд, и все равно верующие находили возможность поститься. А ведь тогда не было супермаркетов, не было изобилия продуктов…
Так что когда говорят: «Как нам в городе тяжело! Экология плохая, мы устаем и не можем нормально поститься», — это не более чем неискренние оправдания своего греха.
Или вот совсем недавно молодой человек говорит мне: «У меня нет сил каждый вечер читать вечерние молитвы. Я устаю, и когда начинаю молиться, у меня слипаются глаза». Спрашиваю: «Скажите, чем вы занимаетесь, когда приходите домой?» В ответ слышу: «Сначала ем, потом сажусь за компьютер, часа на два…». Конечно, пока на письма ответишь, пока посмотришь, что пишут в социальных сетях, полайкаешь записи друзей в фейсбуке, на вечерние молитвы уже никаких сил не остается.
Человеку нужно начать дисциплинировать себя, понуждать. Ведь по-славянски известное правило Евангелия звучит: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). То есть Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Когда человек перестанет потакать себе, перестанет плыть по течению, а начнет хоть как-то противостоять притягательности греха, только тогда он сможет пусть чуть-чуть, но преуспеть.