Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией

24.12.2018 Метки: 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Мы все — званые православные христиане.
Не только в Крещении призывает нас Го­сподь — Он зовет нас в течение всей нашей жиз­ни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремле­ние к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью — это Господь зовет нас на Свой пир.
Когда в нашем сердце доброе движение к тому, чтобы совершить какой-либо хороший по­ступок, сделать что-либо не для себя, а для дру­гого, — это Господь призывает нас на Свой пир.
Когда посещают нас телесные немощи и мы начинаем просматривать свою жизнь и как-то по-иному относиться к ней — это Господь нас зо­вет к Себе.
И когда скорби, несчастья житейские посе­щают нас — все это зов Господа.
Каждое евангельское слово — это зов Спаси­теля на пир, каждое молитвенное воздыхание, каждое молитвенное слово, которое нам остави­ли святые отцы и подвижники, научающие нас молиться, — все это зов Спасителя.
Но что же мешает нам слышать его? Что делает таким нечутким слух нашего сердца?
«Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 18-20).
«Имея мя отречена»… Кто перечислит все от­говорки человека, лишь бы только уклониться ему от Божественного пира?
У каждого своя земля, у каждого своя воля, а все вместе — пустые дела земные, которые все оставит здесь человек с последним своим вздохом.
Но что же променял человек на это? Что за пир? Или нам дана только откровение о Нем, но не дано удостоверения, свидетельства и за­лога?
Этот пир, на который зовет нас Господь наш, Домовладыка, и которым мы пренебрегаем, есть ли только обещание и слово о вечном блажен­стве и Царствии Божием? Разве здесь еще, в пределах нашего земного бытия, нам уже не ви­дятся черты этого таинственного Божественно­го пира вечного Царствия Божия, нашего спасе­ния?
Разве здесь, в нашей собственной душе, ког­да мы переживаем самое лучшее, самое светлое в жизни нашей, нам не открывается грядущий пир для званых и избранных?
А Божественная литургия?
Ведь в Божественной литургии содержится все, что нам дается в обетовании о жизни буду­щей. Здесь как бы прикровенно, втайне, но так ощутительно сердцем, является тот Господь, Царь Славы (ср.: Пс. 23, 7), в близости к Которому и будет заключаться Царство Небесное.
Или здесь нам не сослужат Ангелы? Или здесь нам не открывается безмерная любовь Бо­жия, Его милосердие? Или здесь мы не созерца­ем Божественной Жертвы за мир? Или здесь не прозревают очи наши нетления и воскресения? Или здесь, за Божественной литургией, не ви­дится нам вечная жизнь? Или мы здесь не при­нимаем в наше сердце Господа и сами не отдаем­ся Ему?
Молитва, Божественные песнопения, Ан­гельские лики, весь сонм святых, вся Церковь Божия, Сам Господь наш Иисус Христос — вот что есть Божественная литургия!
Чуда, данное нам, недостойнейшим! Это есть пир Господень, начинающийся еще здесь, на зем­ле.
Да сподобит нас Господь быть не только зва­ными на него, но и избранными.
Аминь.
25 декабря 1927 г.