Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем три события, священных для всякого православного христианина. Первое – это изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Обряд изнесения совершался в древней Константинопольской церкви еще до нашествия турок и даже до страшного опустошительного разорения города крестоносцами в начале XIII столетия, когда Константинополь еще был как бы вторым Иерусалимом, вторым Святым городом.
Со всех концов Византийской империи сюда свозились все святыни, находившиеся на территории, подвластной православному императору. Паломники, которые могли в те трудные времена совершать путешествия к святым местам, всегда старались побывать не только в Святой Земле, но и в Константинополе, где находилось собрание всевозможных православных христианских святынь.
Часть Древа Креста Господня носили по улицам Константинополя в жаркие летние месяцы, когда в городе случались свойственные южному климату моры. В то время еще не было таких средств предотвращения заразных болезней, которые знает современная медицина, – люди прибегали только к Господу. Великую святыню носили по улицам Константинополя и болезненные и гибельные поветрия прекращались.
Второе событие – это праздник в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В начале XII века на Руси и в Византии одновременно произошли похожие чудеса. К этому периоду относится борьба Византии с кочевниками-иноверцами. Во время одной битвы византийский император Мануил увидел сияние, исходившее от иконы Спасителя. Оно распространилось на все войско и во врагов вселило ужас, а в православных воинов – мужество и веру в победу, которая и была одержана благодаря этому чуду.
В тот же год и в тот же месяц на Руси случилось нечто подобное. Князь Андрей Боголюбский пошел войной на кочевников, постоянно досаждавших русским землям. Во время битвы также от иконы – на сей раз от иконы Божией Матери – исходило сияние. Это чудо вдохновило князя Андрея и его воинов – благодать Божия одновременно вселила мужество в православных и малодушие в язычников.
Третье празднование посвящено памяти святых мучеников Маккавеев, которые были приверженцами партии Маккавеев, восставшей против Антиоха Епифана – сирийского царя, но грека по происхождению. Епифан хотел заставить все подвластные ему народы, в том числе и иудеев, поклоняться идолам. Тогда иудеи подняли против него восстание, во главе которого стояли сыновья священника Маттафии. Один из них, Иуда, из-за странной формы головы получил прозвище Маккавей, что значит «молотообразный». Это был очень мужественный и талантливый полководец: с небольшими своими отрядами он сумел разгромить огромные полчища Антиоха Епифана. Маккавей погиб от руки иноверца, однако дело его не погибло: Иудея отстояла свою религию, в то время единственно истинную, или, как бы мы сейчас сказали, православную.
А те братья, память которых мы сегодня празднуем, также называются Маккавеи, поскольку они были приверженцами партии Маккавеев.
Они мужественно пострадали от язычников, потому что не захотели принимать заблуждения, которые им навязывал Антиох Епифан, и с верой в воскресение мертвых отдали свою жизнь Богу.
Эти три совершенно разных события будто бы волею случая соединены в праздновании в один день. Однако ничего случайного вообще в жизни, а тем паче в Церкви Христовой, не бывает, хотя что-то может остаться и не понятым нами. Это совпадение должно научить нас тому, что является общим в трех таких разных событиях и в самих церковных обычаях. Прежде всего необходимо сказать о самом важном из этих праздников: изнесении честных Древ Животворящего Креста Господня. Вы слышали сегодня в чтении из послания апостола Павла: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть» (1 Кор. 1, 18) и «мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1, 23).
Но для верующих людей, независимо от их прежних убеждений и обычаев, «слово крестное» – это Божия Сила и Божия Премудрость. Почему Крест является для нас Божией Силой и Божией Премудростью? Почему апостол Павел говорит: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14)? Потому что через страдания на Кресте Господь спас человеческий род. Иудеям казалось странным, непривычным и непонятным, что Всемогущий Бог – а мы верим, что Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, – проявил немощь и слабость. Эллины же не могли понять, как вообще Бог может страдать, как существо духовное может испытать муки, свойственные человеку. Распятие считалось в языческом мире, да и среди иудеев, самой страшной и позорной казнью, даже в Моисеевом законе сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23).
Язычники и иудеи не понимали, как Распятие могло явиться Божией Силой и Божией Премудростью. Верно, что существо абсолютно духовное, каким является Бог, не страдает. Если человеческая душа, будучи духовной, претерпевает страдания вместе с телом, то абсолютный дух страдать и вообще изменяться, поскольку является существом совершенным, не может. Но Господь, таинственным образом соединившись с человеческим естеством, пострадал не как Бог, а как человек. Пострадал Тот, Кто был и Богом, и человеком, поэтому мы говорим, что пострадал Бог Своим человеческим естеством.
Через Крестные страдания милость Божия излилась на весь человеческий род. И мало того, что Сын Божий искупил наши грехи Своими Крестными муками, а затем воскрес из мертвых и этим вновь открыл верующим путь на небеса, доселе закрытый грехопадением наших прародителей, Он освятил и само Древо Креста. Искупительные страдания Господа при величайшем Его унижении как Человека, или, как выражаются святые отцы-богословы, Божественном истощании, были неимоверно страшными. Пророк Исаия говорит о них так: «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53, 3). Но в то же самое время неизмеримая, бесконечная Божественная благодать излилась через человеческое уничижение на все то, благодаря чему совершилось Искупительное страдание и Жертва, – и на Крест Господень.
Благодать Божия сделала орудие казни своим источником, или, можно сказать, проводником, навсегда связав Божественное благоволение, Божественное действие с Крестным Древом. Таким образом оно стало не только символом, но и непосредственным орудием спасения человека, и поэтому мы восхваляем Крест Господень и прибегаем к изображению Креста, а тем паче к частицам самого Древа Животворящего Креста Господня. Через него действует Божественная спасительная благодать, излившаяся от Господа Иисуса Христа через Его страдания на весь человеческий род.
Второе празднование – в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, то есть в честь чуда, произошедшего от их икон, – имеет подобный смысл. Та же самая благодать Божия видимым образом явилась в этот самый день около девятисот лет назад, и Церковь до сих пор хранит память об этом событии. Излившаяся от икон благодать Божия – это та же самая благодать, что была усвоена и Древу Креста Господня.
То, что благодать Божия соединяется со святыми изображениями Спасителя, Божией Матери и угодников Божиих и действует через них, мы ощущаем своей душой, но не можем воспринять телесными чувствами, и лишь иногда в редких, полезных для нас случаях это открывается нам и видимым образом, как было и в эти дни, когда свет Божий излился от икон Спасителя и Божией Матери.
Перейдем к третьему празднику – в честь мучеников Маккавеев. Ради чего они пострадали? Какая сила помогла этим юношам, можно сказать даже – мальчикам, выдержать такие нечеловеческие муки? Конечно, вера в грядущего Мессию, в Христа, в воскресение мертвых. Но что такое сама вера? Это также есть действие Божественной благодати.
Если Господь не выйдет навстречу человеку (как говорится в притче о блудном сыне), то человек не может одними своими усилиями ни покаяться, ни измениться, ни принять такие странные убеждения, которые, по словам апостола Павла, «иудеем убо соблазн, еллином же безумие».
Действительно, для эллинов, бывших в то время язычниками, это было безумием, и они гнали тех, кто исповедовал Истинного Бога и верил в грядущего Мессию, ныне уже пришедшего – Господа нашего Иисуса Христа, тех, кто верил в будущее воскресение мертвых.
Мы видим, как многоразлично действует благодать Божия. Действует она и через вещи, прямо связанные со спасением, например через Крест Господень, и через спасительные изображения святых, действует и непосредственно – на тех, кто хочет быть до конца верным спасительной вере Христовой, пусть даже это вера в только грядущего Христа, какая была у мучеников Маккавеев.
Но для того чтобы благодать Божия в нас действовала без препятствий, мы должны жить не так, как жили язычники и иудеи, для которых проповедь Христа распятого была безумием и соблазном, а Крест – бессилием, чем-то странным, непонятным и абсурдным. Для этого мы должны всей душой принять мудрость Христову, мудрость церковную, мудрость Священного Писания, в особенности Евангелия, мудрость святоотеческую и жить ею, а не раболепствовать перед духом времени сего, которое преходит.
Посмотрите, сколько сменилось разных учений: философских, религиозных, политических, а Церковь живет и незыблемо хранит свое учение, хотя и среди малого числа верующих, по предсказанию Спасителя, Который говорил: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32).
Мы должны, не раболепствуя перед духом времени сего, принять не только умом, не только отвлеченно, но прежде всего сердцем и жизнью своей то, что является для неверующих немощью и безумием, – Крест Христов. Понимаем мы или не понимаем, дано нам постичь тайны и глубины Божии, как святым отцам, или нам, как людям простым, доступны только какие-то элементарные вещи, – главное, чтобы мы воспринимали все сердцем.
Вспомним святого Православной Церкви – Павла Препростого, ученика Антония Великого. Он отличался чрезвычайной простотой и, видимо, вследствие этого –невежеством. Однажды пришли к Антонию монахи и он стал им говорить о значении закона и благодати, притом упомянул Моисея и Господа Иисуса Христа. Павел, будучи человеком очень мало образованным, вдруг спросил Антония Великого: «А кто был раньше: Моисей или Христос?» Услышав такую нелепость, Антоний сказал: «Замолчи!» – и тот замолчал.
Прошло несколько месяцев, и Антоний спрашивает его: «Почему ты молчишь?» «Ты сказал мне молчать, вот я и молчу», – ответил Павел. С одной стороны, он проявил невежество, которое кажется диким даже нам, людям малосведущим в богословии, а с другой – необыкновенное послушание. И ради своей ревности к исполнению заповедей Божиих он достиг высокого духовного преуспеяния, так что даже Антоний Великий присылал к нему тех бесноватых, из которых он сам не мог изгнать бесов. За свою веру и послушание Павел Препростый мог изгонять не только простых демонов, но и князей бесовских, а также совершал другие чудеса.
Вот пример того, что главным является именно сердечное исповедание, хотя бы оно и не было до конца осознано умом. Конечно, я рассказал этот случай не для того, чтобы поощрять невежество. Разве правильно, когда человек не знает, кто был раньше, Христос или Моисей? Я упомянул об этом для того, чтобы восхвалить добродетель, показать, насколько выше она отвлеченного знания.
И мы должны со всей простотой сердца принять, подобно тому, как принял Павел Препростый и многие тысячи простых верующих, прославленных Церковью или неизвестных, учение о спасительном страдании Господа Иисуса Христа, о благодати Божией, действующей от Его святых икон. Мы должны быть верными Ему так, как были верны мученики братья Маккавеи, решившие лучше потерять свою жизнь, чем отступить от отеческой веры.
Итак, поклонимся Животворящему Кресту Господню для своего подкрепления и с любовью и терпением понесем каждый свой крест для своего спасения. Будем подражать святым мученикам Маккавеям и их матери Соломонии в готовности пострадать за веру православную, и тогда Господь, несомненно, примет нас в Свои святые обители, уготованные любящим Его. Аминь.
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.
С Вышних призирая, убогия приемля, / посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, / молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.
Светильниче солнечный, Всемилостивый Спасе, / просвещением сияния Твоего подай и нам слово, / да восхвалим чистою совестию / Твое пребожественное празднество, / Тебе же, Единороднаго Сына, / единосущна с Духом, славяще, / даруеши бо нам мир и велию милость.
Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель / и во отчаяния ров впадся, / но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: / ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, / яко Милостив.
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Премудрости Божия столпи седмочисленнии, / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.