Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского (память 9 июня). Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры.
Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне.
По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось.
Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь.
В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь.
В своих письменных трудах – «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень – отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая – непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти.
В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов.
Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.
Удалився, бегая давидски, мира, / и вся, яже в нем, яко уметы, вменив, / и, в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле, / и, единому Богу изволив служити, / процвел еси, яко финикс, / и, яко лоза благоплодна, / умножил еси чада пустыни. / Тем благодарственно вопием: / слава Укрепльшему тя в подвиге пустынножительства; / слава Избравшему тя в России / отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающему.
Мирскаго жития отвергся / и мятежа житейскаго бегая, / преподобне и богоносне отче наш Ниле, / не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих / и, в пустыню вселився, / процвел еси, яко крин сельный, / отонюду же прешел еси и в Небесныя обители; / научи и нас, честно почитающих тя, / твоим царским путем шествовати / и молися о душах наших.
Любве ради Христовы удалився мирских смущений, / радостною душею вселился еси в пустыни, / в нейже подвизався добре, яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: / бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. / Еяже ныне сподобився, / во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, / моли, молимтися, припадающе, чада твоя, / сохранитися нам от всякого навета и злых обстояний / видимых и невидимых враг / и спастися душам нашим.
Терпя, потерпел еси суетная обычаи / и мирския нравы братий твоих, / обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, / идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався, / ученьми твоими правыя стези указал еси нам / шествовати ко Господу. / Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.