17/30 января — день памяти преподобного Антония Великого. Его называют отцом монашества и основателем пустынножительства.
А началось все с одного вопроса, который долгое время тревожил его, как и евангельского юношу: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Матф.19:16)
В суете и заботах о хлебе насущном, а порой и в развлечениях и радостях земных, мы часто забываем этот вопрос и не придаем ему значения, а ведь от решения его зависит наша судьба и на земле и в вечности.
Для Антония это был вопрос первостепенной важности, и когда он услышал неожиданный ответ: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21), который озадачил евангельского юношу, так и не нашедшего сил воспользоваться им; Антоний принял эти слова в свое сердце «как бы для него собственно было это чтение».
Благополучную, сытую, устроенную жизнь (у него было богатое наследство от родителей), он меняет на нищенское, уединенное существование, таким необычным образом «следуя за» Христом.
Он собственными руками зарабатывает на хлеб, помня евангельские слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10), молится в уединении, внимательно и благоговейно читает Святое Писание, так «что ни одно Слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе» (Житие).
Он высматривет в людях добрые наклонности: «в одном наблюдал его приветливость, в другом неутомимость в молитвах; в ином замечал его безгневие, в другом человеколюбие; в одном обращал внимание на его неусыпность, в другом на его любовь к учению» (Житие), и, как медоносная пчела, вносит в свою душу капельку меда той или иной добродетели, заботливо и кропотливо строя дом души своей.
Его любили и уважали жители селения, близ которого он жил. Но ненавидел и желал погубить злобный диавол, который воздвиг сильную бурю помыслов, чтобы отвратить Антония с пути следования за Христом, «приводя ему на мысль то воспоминание об имуществе, то заботливость о сестре, то родственные связи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другие удобства жизни, и наконец жестокий путь добродетели и ее многотрудность, представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени» (Житие).
Но верный воин Христов горячей молитвой противостоял врагу рода человеческого: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Пс.3:2-4).
Он приучил тело и душу свою к воздержанию, которое представляется нам невозможным и запредельно трудным, а он переносил его легко и благодушно. «Часто целую ночь проводил без сна, и, повторяя это не раз, но многократно, возбуждал тем удивление. Пищу вкушал однажды в день по захождении солнца, иногда принимал ее и через два дня, а нередко и через четыре. Пищею же служили ему хлеб и соль, и питием одна вода» (Житие).
Ограничивая свои телесные нужды, он умножал духовные силы, желая того совершенства, о котором ему говорил Господь.
И Господь даровал ему благодатную силу, как одному из верных учеников своих, заповедуя: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Матф.10:8), и мудрые и рассудительные слова, которые помогают нам обрести свой путь «чтобы иметь жизнь вечную» (Матф.19:16).
Тропарь, глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель, / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога, / спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, / отцев начальниче Антоние.
Преподобный отче наш Антоние, моли Бога о нас!