Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице

19.11.2018 Метки: 

Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейско­му, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы долж­ны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное.
Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник и единоверец наш, будет ли то личный враг наш или иноверец, положим, католик, лютеранин, еврей или магометанин. Одним словом, кто бы он ни был, мы должны смо­треть на нуждающегося в нашей помощи, как на человека, по­добного себе, оставляя при этом в стороне личную вражду к нам и вероисповедание его. Ибо Иисус Христос для спасения нас, грешных, от адских мучений претерпевал всякого рода бедствия и среди них оказывал несчетные благодеяния роду человеческому, не переставал с отеческой нежностью умо­лять нас о любви и благотворительности ко всем без исклю­чения. А чтобы сильнее побудить нас к милосердию, он торжественно объявил всем нам, что в лице меньшей братии, угнетаемой скорбями и лишениями, он Сам терпит и к Себе Самому относит всякое благодеяние, сделанное нами ради Господа для своих ближних, и за то наградит нас в день последнего суда Своего участием в Его Небесном Царствии (Мф. 25, 39-40).
Этой-то сострадательности, ко всем без исключения, Иисус Христос и научает нас примером милосердного самаря­нина, упоминаемого в чтенной сегодня евангельской притче.
Самарянин был человек другой веры, другого племени, враждебного иудеям, но при виде ограбленного и израненного странника-иудея забыл племенную вражду и различие вероисповеданий и посмотрел на него как на человека, подобного се­бе: он сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил на своего осла, привез в гостини­цу и там принял участие в его положении. А на другой день, вы­езжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 30-38).
Так, слушатели, должны поступать и мы, если желаем исполнить заповедь Господа о любви к ближнему и получить Цар­ство Небесное. Случаев же для выражения любви к ближнему всегда бывает очень много.
Положим, слышим мы, и даже сейчас перед собою видим, о людях, которые вследствие пожара или другого какого насчастья лишились крова, имущества, хлеба и остались наги, босы и голодны. В другом месте, слышим мы, помирают, не оставляя никакого материального обеспечения, отец и мать большого семейства с малолетними детьми, которые, потеряв своих родителей, лишаются всего необходимого для жизни, вследствие чего им угрожает еще большая опасность, чем потерпевшим от пожара, помереть от голода и холода, если не явятся им на помощь ревнители христианского благочестия и ради Господа, из любви к ближнему не займут для них место родителей. Вот здесь-то и нужна помощь милосердного самарянина, чтобы облегчить душевные и телесные страдания этих несчастных, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам. Ибо сердце чело­века, исполненное христианской любви, само по себе сжалит­ся над несчастными, не дожидаясь со стороны их просьб, как поступил и упоминаемый в притче самарянин.
Если же мы не знаем лично этих страдальцев; о них нам сказали другие или они сами о себе, и нам не хотелось бы им благодетельствовать; то для возбуждения в себе сострадания к этим несчастным, мы всегда должны мысленно ставить себя на их место и оказывать им то же самое, чего бы мы сами пожела­ли от ближнего при подобных обстоятельствах. Ибо Господь повелел нам любить ближних как себя самих, если желаем по­лучить за то Царство Небесное, в противном же случае мы не наследуем Царствия Небесного; ибо суд без милости не ока­завшему милости (Иак. 2, 13).
Имея всегда примером милосердного самарянина, не бу­дем, братия, глухи и бесчувственны к жалостным воплям страдальцев сего мира, поможем им по мере сил наших, несомненно веруя учению Господа и помня, что он воздаст нам за то в день последнего суда Своего. Подобным людям будем благоде­тельствовать, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам, ибо представленный Господом в евангельской притче самарянин сам сжалился над ограбленным и израненным странником, как сказано в Евангелии, хотя тот и не просил его, чему должны сделать и мы, если желаем получить Царство Небесное. Аминь.
1900г.