Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейскому, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы должны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное.
Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник и единоверец наш, будет ли то личный враг наш или иноверец, положим, католик, лютеранин, еврей или магометанин. Одним словом, кто бы он ни был, мы должны смотреть на нуждающегося в нашей помощи, как на человека, подобного себе, оставляя при этом в стороне личную вражду к нам и вероисповедание его. Ибо Иисус Христос для спасения нас, грешных, от адских мучений претерпевал всякого рода бедствия и среди них оказывал несчетные благодеяния роду человеческому, не переставал с отеческой нежностью умолять нас о любви и благотворительности ко всем без исключения. А чтобы сильнее побудить нас к милосердию, он торжественно объявил всем нам, что в лице меньшей братии, угнетаемой скорбями и лишениями, он Сам терпит и к Себе Самому относит всякое благодеяние, сделанное нами ради Господа для своих ближних, и за то наградит нас в день последнего суда Своего участием в Его Небесном Царствии (Мф. 25, 39-40).
Этой-то сострадательности, ко всем без исключения, Иисус Христос и научает нас примером милосердного самарянина, упоминаемого в чтенной сегодня евангельской притче.
Самарянин был человек другой веры, другого племени, враждебного иудеям, но при виде ограбленного и израненного странника-иудея забыл племенную вражду и различие вероисповеданий и посмотрел на него как на человека, подобного себе: он сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там принял участие в его положении. А на другой день, выезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 30-38).
Так, слушатели, должны поступать и мы, если желаем исполнить заповедь Господа о любви к ближнему и получить Царство Небесное. Случаев же для выражения любви к ближнему всегда бывает очень много.
Положим, слышим мы, и даже сейчас перед собою видим, о людях, которые вследствие пожара или другого какого насчастья лишились крова, имущества, хлеба и остались наги, босы и голодны. В другом месте, слышим мы, помирают, не оставляя никакого материального обеспечения, отец и мать большого семейства с малолетними детьми, которые, потеряв своих родителей, лишаются всего необходимого для жизни, вследствие чего им угрожает еще большая опасность, чем потерпевшим от пожара, помереть от голода и холода, если не явятся им на помощь ревнители христианского благочестия и ради Господа, из любви к ближнему не займут для них место родителей. Вот здесь-то и нужна помощь милосердного самарянина, чтобы облегчить душевные и телесные страдания этих несчастных, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам. Ибо сердце человека, исполненное христианской любви, само по себе сжалится над несчастными, не дожидаясь со стороны их просьб, как поступил и упоминаемый в притче самарянин.
Если же мы не знаем лично этих страдальцев; о них нам сказали другие или они сами о себе, и нам не хотелось бы им благодетельствовать; то для возбуждения в себе сострадания к этим несчастным, мы всегда должны мысленно ставить себя на их место и оказывать им то же самое, чего бы мы сами пожелали от ближнего при подобных обстоятельствах. Ибо Господь повелел нам любить ближних как себя самих, если желаем получить за то Царство Небесное, в противном же случае мы не наследуем Царствия Небесного; ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).
Имея всегда примером милосердного самарянина, не будем, братия, глухи и бесчувственны к жалостным воплям страдальцев сего мира, поможем им по мере сил наших, несомненно веруя учению Господа и помня, что он воздаст нам за то в день последнего суда Своего. Подобным людям будем благодетельствовать, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам, ибо представленный Господом в евангельской притче самарянин сам сжалился над ограбленным и израненным странником, как сказано в Евангелии, хотя тот и не просил его, чему должны сделать и мы, если желаем получить Царство Небесное. Аминь.
1900г.