Что может рассказать о дне памяти святых Первоверховных
Апостолов Петра и Павла опытный миссионер?
Что значит для Церкви подвиг этих двух учеников Христовых в наши дни?
Миссионер протодиакон Андрей Кураев: о двух разных апостолах.
Во-первых, у этого праздника есть твердое историческое обоснование. Из древнейших церковных источников известна дата казни апостола Петра в Риме. Этим подчеркивается нелишний раз, что для церковного сознания день памяти святого — это день его ухода ко Христу, в Вечность.
Если сейчас существует правительственная программа, например, посвященная 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, то для церковной традиции как раз характерны дни поминовения — день, когда человек прошел свое третье рождение. Первый раз он рождается от своих родителей, второй — при Крещении, третий — когда переходит в другой мир. В данном случае кончина была мученической, т.е. свидетельством о том, что Христос был для них реальностью.
Церковь объединила день памяти Петра и Павла, хотя они были казнены в разные дни, и это был знак доброй пастырской мудрости. Известно, что как раз между этими двумя великими апостолами отношения не всегда были гладкими, был миссионерско-пастырский спор между ними. И то, что победила позиция апостола Павла — быть может, величайшее чудо в истории Церкви.
Это, сегодня, когда мы празднуем память Петра и Павла в один день, когда обоих апостолов мы называем Первоверховными, когда в храме мы чаще слышим послания Павла, чем послания Петра — нам кажется, что они всегда принимались как равные величины. Но на самом деле во времена их жизни так не было.
Петр — глава апостольской общины, причем еще со времени Христа. Именно он отвечает на вопросы Христа, именно он раньше всех исповедует веру в Него. В то время, когда Петр ходил за Христом во дни Его земной жизни, а Сам Христос являлся Петру по Своем Воскресении — Савл, во-первых, был юношей, а во-вторых — недругом христиан.
Затем он обратился. После этого произошел известный конфликт, когда Павел начинает обличать Петра за то, что тот слишком терпимо относится к сохранению некоторых ветхозаветных привычек у своих духовных чад и учеников. Павел писал о Петре: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему». Петр же говорил о Павле: «в посланияха брата нашего Павла есть нечто неудобовразумительное».
А теперь я попробую эту общеизвестную историю переложить на современный язык.
Представьте себе: есть наш Синод, в котором заседают уважаемые архипастыри. Во главе их — Патриарх. Митрополит Ювеналий. Митрополит Филарет. Митрополит Киевский Владимир. Они уже более трех десятков лет являются постоянными членами Священного Синода. Они сами по себе — сокровищницы истории нашей Церкви.
И вот однажды на заседание Священного Синода приходит священник, рукоположенный всего пять лет назад. Более того, про этого священника известно, что он был майором КГБ. И вдруг он начинает спорить с нашими синодальными старцами.
Какова вероятность того, что к нему прислушается Патриарх и Синод? Думаю, что с точки зрения социологии и просто человеческой истории — нулевая. А в евангельские времена все произошло именно так. Тот, кто был гонителем, смог объяснить Церкви, что правда Христа с ним, молодым неофитом…
Это удивительное свидетельство харизматичности и неформальности жизни Церкви. При том, что у нас очень много формализованных вещей, важно помнить, что где-то в самой глубине есть этот вечно живой нерв. Именно здесь проявляется реальное присутствие Духа.
И то, что два споривших между собой апостола равно почитаются в Церкви – пример церковной честности и терпимости.