Житие святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай.
Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.
Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности. Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом.
Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.
Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового. По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетала город.
Новый архиепископ святитель Николай — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве, — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.
В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана. Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.
Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние.
Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»
Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным.
Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.
История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.
Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль».
Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.
Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.
Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей.
Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.
Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество.
Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.
Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой. Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением.
Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.
Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм.
По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.
Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.
Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно.
И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».
Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.
В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Одимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова.
По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.
Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.
Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай. По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом. Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма.
В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.
Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях. В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.
Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе. Домовая церковь есть и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.
В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.
Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.
В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах. Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае.
Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины.
Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года 29 февраля.
В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит».
Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло.
С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Мы живем в мире, в котором торжествует плотоугодие, в плотоугодном мире. Мы живем в мире, в котором почти всё, весь смысл жизни, весь смысл всех радостей — это служение нашей плоти. Дело не в том, что плоть скверна. Плоть создана Богом, но этим люди пользуются слишком плохо. И создана плоть не для того, чтобы ей служить, а мы ей служим! Живём в страстях, страстно служим плоти! И среди грехов, которые порождают эти страсти, самый страшный может быть враг, самый страшный может быть грех — это плотоугодие.
Братья и сестры! Воздерживаться нужно от служения плоти, воздерживаться нужно от страстей, которым надо противостоять! Воздержание, которому учит святитель Николай, есть борьба, противостояние страстям. И это противостояние начинается с противостояния плотской страсти — похоти. Жизнь полна этой похоти! Она всё у человека отнимает, ничего не даёт. Говорят: «Как? И от этого отказаться, и от того отказаться? Аскетизм, полный аскетизм, полный отказ от всех радостей жизни — это христианство?» Нет!
Христианство этому не учит. Христианство учит бороться со страстями, не превращать страсть в кумир, которому служит человек всё время. У одних — это страсть к вину, скажем; у других — это страсть к каким-нибудь картам; у третьих, у четвертых, у пятых — без конца… Страсти, страсти и страсти, служение плоти посредством удовлетворения своих страстей. И нет противостояния, противоборства страстям.
В каждом молитвеннике вы найдете после молитв на сон грядущий перечисление тех грехов, которые надо исповедать Богу, в которых надо каяться Богу. Чего там только нет! Какие только страсти там не перечислены, страсти, которым мы служим и грешим! Читайте обязательно эту вечернюю исповедь ежедневно! Для того, чтобы понять, какою жизнью вы живёте и для того, чтобы понять, что истинное счастье человека как раз в противоположном — в борьбе с этими страстями. Особенно — в борьбе с плотскою страстью. Она совершенно разрушает жизнь и сколько несёт с собой в этот мир горя, несчастья, пустоты!
Святитель Николай учит воздерживаться. И, прежде всего, воздерживаться надо от этой страсти. Это — путь к обретению блаженства ещё здесь, на земле, а не только за гробом. Это — единственный путь, который ведет к истинному блаженству. А в блаженстве этом раскрывается истина, смысл жизни, настоящая красота, то, что наше чувство принимает как добро, то, что ум понимает как истину. Как раз именно это-то и раскрывается в блаженстве: созерцание истинной красоты, и в созерцании истины — полнота жизни. Весь смысл жизни в обретении этого блаженства, которое здесь начинается и за гробом продолжается.
Вслушайтесь в молитвы панихидные, об упокоении души усопшего. Вы увидите, что именно это блаженство вечной жизни в Боге, вот что дает истинную радость! И вот о чем мы всегда молимся — о даровании нашим покойным радости пребывания в Боге, в блаженной жизни Бога. Мы становимся причастниками славы Божией, славы вечной! Каждое утро молимся об этом: «Сделай нас причастниками Славы Божией!» Вот эта Слава Божия и есть блаженство Божие. И единственный путь, который ведет нас к этому блаженству — это путь воздержания от страстей и борьбы со страстями.
Не бойтесь этой борьбы! Ничего радостного она не отнимет, наоборот, именно она вам даст радость. И христианство принесло на землю радость, настоящую радость. И мы всё время молимся об этой радости: иметь и не потерять радость исправления естества.
Этому воздержанию учил святитель Николай. Да даст молитвенное заступление святителя Николая силы каждому из нас стремиться к этому блаженству, к этой радости, каждому из нас понять, что такое воздержание, настоящее воздержание; как жить нам по-настоящему, по-христиански для того, чтобы иметь всегда и в этой, и в загробной жизни радость, радость, радость, радость!
Поздравляю вас с праздником! Будьте всегда радостны! И вы будете всегда радостны, если будете идти этим путем воздержания, т. е. противостояния страстям.
Аминь.
Это его последняя проповедь, произнесенная в день святителя Николая, престольного праздника своего храма 19 декабря 1983 года, менее чем за три недели до своей смерти.
Поразительно, что глубокий старец, стоящий на пороге Вечности говорит о борьбе, блаженстве и радости, которую дает борьба со страстями.
Отец Всеволод — известный священник, блестящий проповедник, духовник, богослов, церковный и общественный деятель в 1951 г. был назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве.
Здесь он прослужил 32 года, вплоть до своей кончины, которая наступила на второй день Рождества 8 января 1984 года.
Последние годы его жизни были отмечены особыми благодатными дарованиями. Физически немощный старец совершал Божественную литургию с такой духовной силой, можно сказать, мощью, что казалось, что ангелы невидимо сослужат ему.
В 2014 году исполняется 30 лет со дня его кончины.
19.12.83.
Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя — всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет.
Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. И хотя в церковном календаре дней памяти святого Николая Мирликийского не так много: 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) — Успение, 22 мая (9 мая) — Перенесение честных мощей в Бари, 11 августа (29 июля) — Рождество святого Николая, тем не менее, младенцев в России нарекали Николаями с завидной регулярностью.
По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.
Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию.
Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.
Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один — Николай.