«Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами»(Филип. 4:8).
Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала.
С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они –«божественные угли», горящие огнем Господней любви, они — сеятели «честное проповедание православно сеющие» и от них «прозябло божественным земледелием и благодатью» всё, что честно, праведно, пречисто и прелюбезно — «аще кая добродетель и аще кая похвала» — на земле.
Вот почему Православные, преимущественно перед прочими исповеданиями, радуются в день всех Святых.
Св. Угодников почитают все вступившие в ограду церковную, но больше всего почитают или почитали русские и это почитание считают первым делом своей жизни. Ради поклонения св. Угоднику Божию они шли в далекие края.
Нет ему пути далекого:
Был у Матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы, —
говорил о русском паломнике поэт Некрасов. И чем глуше место, тем с большей жаждой туда идут.
Раньше все святые были мучениками, а потом, если и не умирали насильственной смертью, то свою веру исповедали, запечатлев в своей душе лик Христов, и к нему то и шел народ. Бывало раньше народ не знает, кто правитель в этой области, кто здесь богат и силен, но знает какой здесь угодник Божий. Для народа Церковь и праведность — это Святое Семейство, которое облежит облако угодников Божиих, и все они живут одною жизнью.
Жизнь светская, мирская — это больной и неотвязчивый призрак, от которого хочется освободиться. Русскому народу святые — близкие и родные. Я был раз в Румынии, в храме, и спрашивал, где же рака угодника Божия св. Димитрия, погребенного в этой церкви. И никто не знал. Про него забыли. Потом выяснилось, что его могила под полом и плита над ней вделана в пол. По ней ходили и не знали, кто здесь почиет.
«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» .
У русских людей должно быть всегда, а теперь особенно, одно желание: — в начале веселия моего положу тебя, Иерусалим, и если не положу и не помяну его — «прильпе язык мой гортани моему» .
У русских есть живое сознание, что мало исполнять только заповеди, но что нужно отдать всего себя на служение правде. Надо отвергнуться себя, не жить по желаниям своего греховного сердца, а по правде Божией, надо взять свой крест, ибо в этом и есть сущность несения креста. Настоящее христианство там, где есть самоотречение.
Протестанты говорят, что русские больше знают святых и забыли Христа. Это безумие, ибо между святыми и Христом не соревнование, а единство. Предстояние перед святыми, это предстояние странника перед морем бесконечной благодати Божией. Жизнь мученика и смерть его — это не бегство, остановленное внешней силой мучителя. Нет. Мученик — это олень, жаждущий и бросающийся к воде. «Так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:2).
Русское отношение к святым не знает национализма: Святый Алексей, столь чтимый на Руси, был итальянцем, а первый юродивый на Руси, Прокопий Устюжский, был немцем.
Воины прославляют воинов и вождей, христиане — христиан и угодников Божиих. Сегодня все они прославляются, и пусть лучи их славы осветят и нас грешных.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми Церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Яко начатки естества, Насадителю твари, / вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, / тех молитвами в мире глубоце / Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Православная стенгазета, выпуск от 08 июня 2012 года. В номере:
— Петров пост
— Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение
— Протоиерей Артемий Владимиров — о «старцах»
— «Отче наш»: окончание объяснения главной христианской молитвы