Неделя святых праотец — празднование Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета.
Празднуется в предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье приходящееся между 11 и 17 декабря).
В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.
К праотцам относятся библейские патриархи, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.
Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской Церковью. По некоторым свидетельствам, перед Рождеством Христовым была в свое время установлена память лишь Авраама, Исаака и Иакова, но ныне имеется два особых празднования ветхозаветным святым – Неделя святых праотцев (всех ветхозаветных праведников) и Неделя святых отцов (предков Иисуса Христа по плоти).
Поминовение ветхозаветных святых в чине литургии засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского, который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству». В нынешней практике Церкви оно имеется в ходатайственной молитве перед причастием в Литургии Василия Великого: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…»
Проповедь в Неделю Праотец
«Много званных, но мало избранных» — этими словами кончается притча Господа Иисуса Христа о званных на вечерю.
Словами этой притчи Господь призывает нас, одного за другим, но каждый из нас по-своему откликается на Божий зов.
Один говорит: «Господи, благодарю Тебя за приглашение, но мне некогда, у меня земля; и то, что на ней происходит, для меня сейчас важнее. Этот человек рассуждает так, что небо далеко, а земля – вот она, здесь, под ногами. Может быть, позже, в старости, у меня будет время подумать о небесном, сейчас же дай мне Боже насладиться земными радостями». Но земля и все, что на ней, преходят, а человек и Бог остаются. Перейдя границу, отделяющую жизнь от смерти, человек остается один на один с Богом. И если в земной жизни он копил только земные богатства, а «сокровищ на небе» не собрал, то перед лицом Бога он остается ни с чем.
Другой человек на зов Божий отвечает: «Да, Господи, я слышал о Твоем брачном пире, но у меня много работы (пара волов купленных символизируют труд), у меня не хватает всевремя времени. Вот закончу дела – и приду». И человек старается закончить дела, но они не кончаются, потому что – таков закон жизни сей – дела вообще никогда не кончаются, человек всегда занят. Вместо этого надо сознательно высвобождать себя для участия в пире Господнем, делать паузы, передышки, чтобы откликаться на зов Божий.
Услышав эти слова Господни призывающие нас, мы должны подумать какой ответ дадим?
Каждый человек услышавший святое Евангелие является званным, но не все окажутся избранными.
В конечном счете, выбор между вечным и суетным, небесным и земным, добром и злом, Христом и антихристом, – за нами.
И избирать мы должны ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Ибо в каждый конкретный миг нашей жизни, в каждой конкретной ситуации мы стоим перед предложенным выбором.
Апостол Пётр в своем Втором Послании говорит: «Будьте, сколько можно, твёрды в своём звании христианина, и в своём призвании». И для того, чтобы среди избранных быть причастниками в Царстве Небесном, будем же старатся жить именно так, как этого требует Господь Иисус Христос: всегда, всё то, что делаем, делать во Христе, с живою верою в Него, с желанием следовать Его заповедям и реализовать их хоть как-нибудь в своей жизни. Чтобы на каждом из нас осуществились те слова, которые в Апокалипсисе, сказаны евангелистом Иоанном Богословом: «Блаженны участники свадебного пира Агнца».