И так, несколько дней осталось до Прощёного воскресенья. Просить друг у друга прощения в этот день — традиция, дань моде или установление, имеющее корни в вечности? Когда, почему и зачем нужно прощать? Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов:
— Когда человеку предстоит операция, во время которой он может умереть, вряд ли он усомнится, что необходимо простить всех, кто его когда-либо вольно или невольно обидел. Разумеется, если он верует во Христа.
Прощеное воскресенье — напоминание о том, что нам надо будет всех простить. Так требует Господь наш Иисус Христос, и не потому, что у Него возникло такое деспотическое желание, а потому, что если я кого-то не простил, бесполезно даже молиться и просить у Бога что-то для себя. Никаких отговорок, уловок быть не может. Мы должны простить, иначе жизнь наша двигаться не будет.
Люди, воспитанные в православной вере, обязаны прощать, не откладывая на Прощеное воскресенье. Апостол говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф., 4, 26). А вспомните, какие замечательные слова есть в молитве, которую мы читаем перед причастием: «Первее примирися тя опечалившим». Тебя обидели, и ты проси у обидчика прощения. Это непросто, это уже уровень неземного бытия. Но мы и предназначены для другой жизни, для жизни вечной.
Возьмем спутник или космический корабль. Его строят несколько десятилетий, тратят на это огромные деньги, готовят к полету на Марс. Построили, взлетает, вдруг что-то не срабатывает, падает (слово святоотеческое — упал спутник). Почему? Неправильно были на земле ориентированы плюсы и минусы электроснабжения, не смог он сориентироваться на солнце (а это и есть Солнце правды Христос Бог наш), чтобы как следует развернуть свои солнечные батареи, вот и погиб.
Погиб не потому, что Бог уничтожает космический корабль, а потому, что люди недоработали здесь, на земле. Тридцать лет готовили и не подготовили как следует. А нас, людей, 60 лет готовят к вечной жизни, говорят, что для нее необходимо, а мы упираемся: «Да вы что? Невозможно простить все обиды». А если не будет работать система, что будете делать дальше? Все упадет. Дорогой мой, давай настраивай свою работу для вечности, а не для временной жизни на земле.
Достаточно вслушаться в слова Божественной литургии, обратить внимание, в каком времени употребляются глаголы, чтобы это стало очевидно. Мы со студентами три года изучали греческий текст, разумеется, консультируясь с профессором греческого языка. Там есть такие слова: «Вспоминая все, что о нас было (по-церковнославянски — вся, яже о нас бывшая): Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие».
Это не ошибка. Греки в ужас пришли бы от одного неправильного слова — потребовали бы исправить. Но почти две тысячи лет никто не исправляет. Было Второе Пришествие — текст для будущего написан, а не для настоящего. И еще на одно место из Божественной литургии хочу обратить внимание: «Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» — прошедшее совершенное время. Мы еще не спасены, живем на земле, а в Церкви поем: «Та бо нас спасла есть» — это слова литургии из будущего после Второго пришествия, а мы их поем сейчас. Они напоминают нам о несовпадении нашего линейного времени и вечности, мы на литургии молимся из вечности и страшимся этого, если осознаем конечно смысл слов.
Святитель Василий Великий это немножко смягчил, в его литургии нет такого буквального столкновения времени и вечности, а когда слушаешь слова литургии Иоанна Златоуста — древней Антиохийской литургии, — аж страшно становится. Такой взгляд из вечности ни в коем случае не навязывается, но мы должны со страхом и трепетом осознавать, для чего живем на земле, и всеми возможными техническими средствами настраивать себя умственно и нравственно к тому, чтобы смотреть внимательно на свою жизнь именно оттуда, из вечности. Прощать необходимо, потому что это — элементарная техника безопасности.
Мы опираемся на Евангелие, на слова Христа, но нелегко бывает соблюсти их мгновенно, иногда тормозим. Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях. Максимум две секунды думал, после чего подставил другую щеку. Он не ударил, да и в храм больше не приходил, но я всю жизнь себя ругаю, что тогда затормозил. Мгновенно должен был подставить вторую щеку, но наши ум, сердце, совесть тормозят по сравнению с Евангелием. Без опоздания надо реагировать, иначе наш космический корабль опять может свалиться. В жизни земной нас тренируют небесными заповедями вечной жизни, чтобы мы не погубили свой корабль своими же недоделками, неполадками, замедленными реакциями.
Прощение обид – это спасительный якорь. Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит, только этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, лишает сил, после чего бывает уныние… Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.
Можно ничего не делать, никому ничего не говорить, а сосредоточенно гонять эти бесплодные, иссушающие мысли по замкнутому кругу. И вырваться из него можно, только если ты действительно поймёшь, что не простить нельзя – «или – или». Или ты, приложив все усилия, столько, сколько нужно, чтобы достичь результата, победишь свой грех, или грех безо всяких усилий победит тебя. Но это и к любому другому греху относится. Чтобы грех победить, нужны усилия, а если с грехом не бороться, не прикладывать усилий, то грех победит, растопчет, лишит радости жизни, бодрости, загонит тебя в изоляцию, и очень скоро ты потеряешь то, что имел. И можешь как Саприкий лишиться даже спасения души.
Господь дарует нам пост как особую благодатную возможность очистить свою душу от всяких грехов. Мы Великим постом читаем молитву, она всем хорошо известна. Я ее всю повторять не буду, но в ней есть такие слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» (молитва святого Ефрема Сирина). Эти слова нам нужно повторять регулярно. Не дай Бог, если какая-то обида зародится в душе и даст свои губительные ростки.
Еще хочу сказать, что существует такое присловие, оно абсолютно бездуховное: не согрешишь – не покаешься. Это ложь, надо жить так и каяться так, чтобы не грешить. То, что ты можешь согрешить, – это очевидно, то, что ты можешь обидеться, – это очевидно. Надо вымаливать у Господа сил не обижаться. Тогда никакая обида не сможет укорениться в твоей душе.
У Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» есть отрывок, где он разбирает заковыристые русские фамилии, одна фамилия – Доезжай-не-доедешь. Так вот, у каждого христианина должна быть «фамилия» – Доставай-не-достанешь :)
Прощеное воскресенье в 2013 году – 17 марта: Простить — значит, принять » Протоиерей Максим Первозванский У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет? |