Как «открыть» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого). Неделя 7-я по Пятидесятнице

22.07.2012 Метки: 
Исцеление двух слепцов.

Исцеление двух слепцов.

Первозданный человек жил, как и ангелы, видением Бога; его потомки после грехопадения жили верою в Бога. Те, для коих видение закрыто, а вера не открыта, не могут считаться живыми, ибо не имеют связи с Жизнью; чем же им, в таком случае, жить?

Одно озеро, открытое для неба, принимает воду с высоты, наполняется и не пересыхает. Другое озеро, закрытое для неба, принимает воду из-под земли, из горных родников, наполняется и не пересыхает. Но третье озеро, закрытое для неба и отрезанное от подземных вод, не может не опустеть и не пересохнуть.

Можно ли озеро без воды назвать озером? Нет, но скорее сухой пропастью.

Можно ли человека, не носящего в себе Бога, назвать человеком? Нет, но скорее сухой могилой.

Как вода является главным содержимым озера, так и Бог есть главное содержание человека. Ни озеро без воды — не озеро, ни человек без Бога — не человек.

Но как человеку принять в себя Бога, если он закрыт от Бога со всех сторон, как пересохшее озеро от воды, как темная могила — от света?

Бог — не камень, который однажды бросили в человека, и он там остается и лежит против человеческой воли. Бог есть сила, более тонкая и более мощная, чем свет и воздух; сила, наполняющая человека по бесконечной милости Божией или оставляющая его, в соответствии с волею самого человека. Так, человек даже в течение двух дней не исполнен Бога одинаково. Это зависит прежде всего от его открытости по отношению к Богу. Если бы душа человеческая была полностью распахнута только для Бога (а сие в то же время означает — закрыта для мира), тогда человек возвратился бы к первоначальному наслаждению Богосозерцанием. Но поскольку в тленном мире, где находится душа человеческая, этого трудно достичь, то остаются лишь одни врата, чрез которые человек может вступить в общение с Богом как с Источником Жизни, — вера. А вера означает: во-первых, памятование об утраченном первоначальном Богосозерцании — памятование, оставшееся запечатленным в совести и разуме; во-вторых, принятие как истины того, что Бог открыл прозорливым пророкам и святым, удостоившимся лицезреть Истину; и в-третьих, самое важное — признание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, видимым образом Бога невидимого (2Кор.4:4). Третье условие само по себе является достаточным, обымая и исполняя в совершенстве и первое, и второе. Сия вера оживляет и спасает. Сие суть величайшие врата, которыми Бог входит в человека, сообразно с мерою его желания и благой воли.

Потому Господь наш Иисус Христос часто спрашивал больных и страждущих: веруете ли, что Я могу это сделать? То есть: «Отворяешь ли ты Мне дверь, дабы Я вошел?» Верить означает не что иное, как отворить дверь души и позволить Богу войти. «Боже, очисти меня от меня и Сам вселись в меня!» — Словами этими выражается практическая сущность веры.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались — если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

И они — обратим и на это внимание — не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас» . Они — друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал» .

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам» . Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он — бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. Исамое главное, что сегодня происходит в мире — обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

протоиерей Александр Шаргунов;

 Святитель Николай Сербский (Велимирович)