Для стяжания же духовного разума нужно, прежде всего, послушание разуму Вселенской Православной Церкви. Свет Христова Учения, свет Его любви просвещает всякого! И любовь — это проба, по которой проверяется — слепы ли мы или зрячи, больны или здоровы…
В эту неделю (воскресный день) вспоминается дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному.
Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог…
Чудо исцеления слепорожденного весьма прилично дням христианской Пятидесятницы: подобно остальным, воспоминаемым святой Церковью в этот период событиям, это чудо возвещает о Божественной силе и славе воскресшего Господа (Иоан. 9:31-33,38).
По объяснению Синаксаря, чудо исцеления слепорожденного вспоминается в настоящую неделю потому, что оно было совершено в Пятидесятницу.
В примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный — один Господь, и только во свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
К сожалению, братья и сестры, приближается время, когда мы это пасхальное приветствие, к которому привыкли за пасхальные дни, должны будем сменить на наши обычные приветствия — приближается день отдания праздника Пасхи. Когда мы проходили поприще святого и Великого поста, казалось, что все для нас было ясно и понятно.
Церковью была поставлена конкретная задача перед каждым из нас — это достойная встреча Пасхи Господней. И на протяжении всего Великого поста мы выполняли эту задачу — усиленно молились, постились, воздерживались от многого, каялись в своих согрешениях — кто-то, может быть, лучше, кто-то хуже, но каждый человек, осознающий себя православным, не мог не воспринимать Великий пост как время особое, покаянное.
Но наступили пасхальные дни, напряжение спало, радость переполнила каждого человека — Пасха Христова! И многие из нас наблюдают следующую картину. Пост окончился, воздерживаться более ни к чему, радуемся, веселимся, а вместе с тем замечаем, что из души уходит что-то такое важное и необходимое, мы что-то теряем. Что же происходит? А происходит ничто иное, как наше расслабление, потеря внимания, бдительности, и, как следствие, мы отдаляемся от своего Господа.
Чтобы этого не происходило Святая Церковь как чадолюбивая Матерь наша, заботясь о нашем спасении, стремится к тому, чтобы мы всегда, не останавливаясь и не сворачивая, шли к своей цели, и этой целью является Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
Ибо нет другой цели у христианина, нет другого предназначения, нет другого смысла жизни!
И если мы внимательно вслушивались или вчитывались в слова евангельских чтений, которые предлагались нашему вниманию в этот послепасхальный период, в те воскресные дни, которые именовались Неделями по Пасхе, то заметили, что Церковь непрестанно продолжала вести нас к этой самой главной для человека цели.
Помните, когда в первое воскресенье после Пасхи, в Неделю о Фоме или Антипасху, мы слышали тот возглас, который не был лишь словами, но который излился из самой глубины сердца апостола Фомы при виде Воскресшего Христа: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20,28)
И тогда мы уже говорили, что эти слова не только напоминают нам о том событии, которое совершилось почти два тысячелетия назад, но, прежде всего, учат нас тому, чтобы мы четко осознавали: «Мне необходим Спаситель». Как и апостол Фома, мы должны видеть этого Спасителя в Христе: «Господь мой и Бог мой!», — без Него спасения для меня нет, я погибну.
Во второй воскресный день после Пасхи мы вспоминали о святых женах- мироносицах, которые сердцем исповедали свою любовь ко Христу. И нас Святая Церковь этим напоминанием учила, чтобы мы не только устами, но, прежде всего, сердцем исповедали Бога, не внешне лишь, а всем своим естеством стремились к Нему, прилеплялись к Нему, ставили Его в центр своей жизни.
Как жены- мироносицы любили Христа — любили беззаветно, даже, если хотите, безрассудно — сверх того, что может подсказывать человеку его разум, вот так и мы должны научиться любить Христа! В третий воскресный день после Пасхи мы слышали слова Христа Спасителя, обращенные к исцеленному от расслабления человеку: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14).
Этими словами, братья и сестры, Святая Церковь назидает нас, что именно грех является той страшной разрушающей силой, направленной против самого главного в нашей жизни, а самым главным в нашей жизни является стяжание спасения. Грех мешает человеку идти за Христом, создавая то самое средостение — стену — между ним и Богом.
В прошлый воскресный день, и это еще свежо в нашей памяти, Святая Церковь напоминала нам о беседе Христа с самарянкой. И это не случайно, потому что эта умилительная, но, вместе с тем, глубоко содержательная беседа, учит нас от внешнего внимания к слову Божию переходить к внутреннему переживанию и стоянию в истине.
И вот сегодня — последний воскресный день, когда мы еще совершаем пасхальные песнопения и еще встречаем друг друга пасхальным приветствием. Казалось бы, совсем недавно только готовились войти в мироспасительный и ликующий праздник Пасхи Господней, а через два дня будем совершать отдание этого праздника.
И, конечно же, братья и сестры, как и всегда, сегодня Святая Церковь учит нас единому на потребу, очень важному и необходимому. За Божественной литургией мы слышали евангельское чтение о чуде Христа Спасителя, совершенном над слепорожденным человеком (Ин. 9,1-38).
Может возникнуть вопрос: при всем нашем благоговении пред чудесами, совершенными Господом, — каким образом это чудо относится к нам и чему оно может научить? Я хотел бы привести слова церковного песнопения — кондака, который мы слышали и вчера за всенощным бдением, и сегодня за Божественной литургией: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти, Ты сущих во тьме Свет пресветлый!»
Вдумайтесь в смысл этих слов. В том евангельском повествовании, которое было нам сегодня предложено, мы должны видеть не только внешне совершившееся чудо исцеления слепорожденного. Глубинный смысл этого чуда в том, что Господь совершает исцеление не только физических очей этого человека, но, что самое главное, Христос исцеляет и его духовное зрение.
А то, что он действительно стал духовно зрячим, мы можем заключить из того, что он узнал во Христе Мессию и отнесся к Нему не просто, как к одному из величайших пророков и чудотворцев. Мужественно, без страха отвечает он старейшинам и фарисеям, которые дотошно допытывались, действительно ли он был слепым от рождения, на самом ли деле было совершено это чудо исцеления Христом.
Этот человек готов был противостоять любым нападкам на Христа, и какую большую разницу мы видим в поведении этого человека и того евангельского расслабленного, который не только не знал, Кто его исцелил, но даже и не пытался узнать это. Не только очами физическими увидел Христа исцеленный слепой, он увидел Его очами своего сердца и своей души.
Мы с вами, по милости Божией, в большинстве своем имеем физическое зрение. Потеря зрения — это одна из величайших потерь. Но спросим самих себя: «А вижу ли я духовно, видят ли очи сердца моего?» Зрение духовное — это ничто иное, как видение Бога. И это подтверждает поведение слепорожденного человека: физически он еще не видел Христа, но уже знал, что это — Мессия, значит, духовно он видел Бога. А если душа не видит, не чувствует Бога, значит, она слепа. Все мы знаем, что каждый человек с рождения несет на себе отпечаток греха.
Царь и пророк Давид говорил: «Во грехе родила меня мати моя» (Пс. 50,7). Я говорю о первородном грехе, о той духовной болезни, которой все человечество заражено от Адама. Не случайно поэтому, Церковь предлагает нам исцеление от этого наследственного первородного греха, и это исцеление мы получаем в Таинстве крещения.
Именно в Таинстве крещения открываются духовные очи человека, и от человека зависит, сохранит ли он это зрение или сразу же погубит. Из опыта нашей жизни мы знаем, как часто мы губим свое духовное зрение и продолжаем губить через тот грех, который вольно или невольно совершаем в своей жизни.
Бывает такое, к сожалению, что человек на протяжении всей жизни ходит в церковь, внешне исповедует Бога, соблюдает обряды, но, в то же время до конца дней своих остается слепым, в гордости своей, не видя своего греха, а, следовательно, и Бога. И этим чудом исцеления слепого человека Святая Церковь напоминает нам о нашем духовном зрении, которое откроется у нас, когда мы очистимся от своих грехов.
А то, что это так мы можем удостовериться из слов Христа Спасителя, которые Он произносит, после совершения чуда исцеления слепого: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9,39). Последние слова могут быть для нас непонятными: неужели Господь сделает кого-то незрячим? Нет, братья и сестры, воля Божия, чтобы все видели, и не только физически, но и духовно.
От человека зависит, сможет ли он реализовать в своей жизни тот дар Духа Святого, который дается ему в Крещении. И Господь сделал для этого все необходимое! А то, что с приходом Христа «видящие стали слепы», мы можем приводить массу примеров, как из Священного Писания, так и из истории Церкви. Достаточно вспомнить фарисеев, саддукеев, первосвященников, старейшин иудейских. Все они, как им казалось, были зрячи — еще бы, в их руках был закон!
Но приход Христа в этот мир показал, что при всем этом, они фактически были слепы духовно, так как не увидели в Христе того обетованного Мессию, о Котором так много было написано в Законе. И пример обратный — ученики Христовы: простые рыбари, но какое перерождение произошло в них с приходом Христа, какое видение открылось в них! Вот, о чем говорит Христос!
«Доколе Я в мире, Я свет миру», — эти слова нашего Бога напоминают и нам о том, что все мы, будучи от рождения слепы, прозрели милосердием Христовым. И как слепорожденному воссиял однажды свет дня, так и нам ныне воссиял пасхальный свет Воскресения. Аминь.
Душевными очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду,
якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый.