В 9-м веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. За это калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить её на рыночной площади. К вечеру же святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия.
После долгой молитвы он задремал и увидел во полусне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима как прежде. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона впоследствии и получила название «Троеручица«.
По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», — которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией.
Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания. Празднование Иконы Божией Матери «Троеручица» совершается: Июн. 28; Июл. 12 по ст. стилю.
Яко звезда светозаряющая, / из Сербии на Афон чудесно прииде / всечестная икона Твоя Троеручица, / юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, / яко Божественный дар свыше, / прославляет Тя, Владычицу, / и умильно вопиет: / не остави милость Твою от нас, / но пребуди с нами во веки.
Днесь всемирная радость возсия нам велия: / даровася святей горе Афонстей / цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, / со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих / в прославление Святыя Троицы, / созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, / яко двема имаши Сына и Господа держати, / третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя, / от всяких напастей и бед избавляти, / да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, / от врагов защищение, / сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Днесь светло красуется царствующий град Москва, / имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, / Заступнице наша Дево Богородице, / честный образ Твой, / имже подсолнечныя концы земли удивляеши / и мир мирови даруеши, / во образ бо Святыя Троицы являеши три руки: / двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, / третиею от напастей и бед / верно к Тебе прибегающих избавляеши, / и от потопления изымаеши, / и всем полезная даруеши, / и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, / и всех всегда милуеши, / честною ризою Своею покрываеши жительство сие / и вся грады и страны наша, да зовем Ти: / радуйся, Обрадованная.
Дева днесь благоволение к нам являет, / гора же Афон благодарение Ей приносит, / Ангели и иноцы славословят, / Троеручица из Сербии чудесно путешествует: / нас бо ради прииде / и вселися во святую обитель Хиландарскую.
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, / вси вернии исполнишася радости и веселия, / яко сподобльшеся изрядно воспети / предивное явление честнаго образа Твоего / и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога, / Егоже двема рукама объемлеши, / и третиею от напастей и бед нас изымаеши / и избавляеши от всех зол и обстояний.