Первым штатным военным священником в новейшей истории России стал протоиерей Александр Бондаренко. В мае прошлого года он был назначен на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. О специфике своей работы отец Александр рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 4, апрель 2011 г.)
— Отец Александр, Вы первый священник, назначенный на штатную должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Но, насколько мне известно, Вы и раньше окормляли военнослужащих Черноморского флота.
— Действительно, с 2000 года (когда я был рукоположен в священный сан) и в течение десяти последующих лет я по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря совмещал пастырское служение и службу в Вооруженных силах в качестве офицера управления штаба Черноморского флота. Однако после того как решением министра обороны мою кандидатуру утвердили на должность помощника командующего флотом по работе с верующими военнослужащими, я уволился из рядов Вооруженных сил в звании капитана 2-го ранга с 25 годами выслуги, а с 4 мая прошлого года приступил к выполнению своих новых обязанностей.
— Севастополь, где Вы живете и служите, находится на территории иностранного государства. Какова специфика работы военного священника в этих условиях?
— Севастополь — город российского и украинского флотов. И Симферопольская и Крымская епархия окормляет военнослужащих двух государств, что, естественно, имеет свои особенности. Например, в ВМС Украины все официальные мероприятия проходят на украинском языке. Поэтому для украинских частей приходится подбирать священников со знанием языка. Севастополь вообще город военный. Здесь живут либо военнослужащие (российские или украинские), либо их семьи, либо военные пенсионеры, либо гражданские служащие воинских частей. Эти категории населения составляют больше половины города. А деятельность военного священника включает в себя работу с военнослужащими, проходящими службу по призыву, по контракту, с офицерами, членами семей военнослужащих и ветеранами. Также мы окормляем МВД, казачество и т.д. Поэтому из сорока священнослужителей благочиния Севастопольского округа тридцать человек распоряжением митрополита Лазаря закреплены за воинскими частями. Наш благочинный протоиерей Сергий Халюта сам активно взаимодействует с командованием двух флотов и строго спрашивает со священников за возложенные на них послушания.
— Каково Ваше видение работы помощника по работе с верующими военнослужащими? Что бы Вы, основываясь на личном опыте, могли посоветовать тем, кто еще только собирается занять соответствующую должность?
— Помощник командира по работе с верующими военнослужащими должен владеть такими инструментами, как организация деятельности и контроль. Он должен планировать работу в части на год, на месяц и утверждать у командира. Также необходимо составлять план взаимодействия с епархией и утверждать его у правящего архиерея. Но это только верхняя часть айсберга. План нужно составлять для каждого мероприятия. В нем должны быть прописаны тематика, время и место проведения, кто руководит, какие силы привлекаются, какое обеспечение и т.д. Это может показаться ненужным, но без планирования многие встречи и мероприятия могут быть сорваны или отменены по разным причинам. Это когда вы приходите в воинскую часть со стороны, вам нужно только позвонить и договориться о мероприятии, а всю черную работу выполняют ответственные офицеры. А как только вас поставят на должность и будут платить деньги, то всю организационную работу офицеры с удовольствием переложат на ваши плечи. Мне уже пришлось с этим столкнуться.
Кроме планирования необходимо организовывать мероприятия, то есть создать приходящему священнику условия для проведения встречи. Или от имени командира соединения дать указания и проконтролировать исполнение.
Необходимо также организовывать регулярные встречи правящего архиерея и благочинного с командованием и участие владыки в праздничных мероприятиях соединения.
Конечно, такая деятельность отнимает много времени и сил, поэтому я бы рекомендовал штатным военным священникам найти себе помощника из отставных офицеров штаба.
Кроме того, нужно изучить распорядок дня и регламент служебного времени, которого для деятельности священника остается не так много. Это воскресенье (после Литургии), понедельник (общественно-государственная подготовка) и среда или пятница (информирование). Или вечером после ужина.
— Изменит ли, на Ваш взгляд, введение штатных должностей для священнослужителей нравственную ситуацию в Вооруженных силах?
— Конечно, 240 священников, которых планируется назначить на штатные должности в Вооруженных силах, не хватит для полноценного окормления военнослужащих. Например, на одном только Черноморском флоте, где всего две ставки для военных священников, нужно от 16 до 18 должностей. Судите сами, флот дислоцируется на территории трех государств: Россия (Кавказское побережье), Украина (четыре гарнизона) и Абхазия. Корабли регулярно участвуют в боевых службах, учениях, походах и т.д. В целом Черноморский флот состоит из более чем 20 крупных соединений и частей. Для того чтобы поверхностно изучить положение вещей в части, необходима хотя бы одна неделя.
Поэтому в обязанности назначенных священников входит самое тесное сотрудничество с правящими архиереями и благочинными тех районов, где дислоцируются воинские части. Благочинный по благословению Преосвященного закрепит за воинскими частями местное приходское духовенство, организует работу отдела катехизации, воскресных школ. А назначенный на должность священник должен уже координировать эту работу.
Но все-таки главное — это молитва за вверенную Богом и Церковью паству и личные беседы с военнослужащими.
Беседовал Артем Погосов
4 апреля 2011 г.