Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор! Уважаемый Александр Николаевич! Ваше Высокопреподобие, отец Георгий! Дорогие отцы, братия и сестры!
Радуюсь возможности впервые в жизни вступить на землю Новороссийска. Много раз бывал в Краснодарском крае, но побывать в Новороссийске до сих пор не удавалось. Когда подъезжаешь к этому городу, то, конечно, удивляешься красоте этого места. Но, с другой стороны, вспоминаешь и о великих скорбях, великом мужестве, великой силе духа, которые были явлены здесь защитниками Отечества Российского.
Мы должны всегда помнить подвиг тех, кто отстоял не только эту землю, но и всю Россию. Потому что если бы тогда, во время Великой Отечественной войны, не стояли здесь насмерть, то навряд ли бы выдержали наша страна и наша армия натиск врага, замыслившего окружить Москву — не так, как попытались в 1941 году, а широким кольцом, оторвав ее от всей страны и задушив ее в этой мертвой хватке. Не удалось врагу сделать этого, и те, кто умер здесь, на этой земле, всегда будут в нашей благодарной памяти.
Ваше Высокопреосвященство! Я радуюсь тому, что вижу в Екатеринодарской епархии. Вижу активное духовенство, в том числе молодое, вижу большой энтузиазм людей, который, конечно, подогревается южным характером — эмоциональным, сильным, динамичным. Здесь всегда была сильная вера. Здесь был один из центров нашего казачества, и я рад видеть казаков за каждым богослужением, потому что именно с сохранением казачества мы во многом связываем сохранение и развитие самобытности Юга России — земли, политой кровью, мужественной и героической земли, на которой всегда трудились православные люди, преданные Церкви Божией и Отечеству, способные и защищать страну нашу, и приумножать ее могущество.
Сегодня во время Литургии мы читали отрывок из XVII главы Евангелия от Иоанна (ст. 1-13). Эта глава по своему значению, по глубине откровения, по своей важности не может сравниться ни с каким другим местом из Евангелия. Здесь Господь нам открывает так ясно, ради чего Он отдал Свою жизнь, будучи Сыном Человеческим; и одновременно Оноткрывает нам тайну Своего Божества. И в одной только фразе, которая была сегодня обращена к нам, содержится вся наша вера. Слова эти удивительны: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Что это означает? Это означает, что жизнь вечная открывается человеку тогда, когда он познает Бога через Иисуса Христа. И все остальное в стороне, все остальное не может по своему значению приблизиться к этим словам. Все остальное даже не вторично — десятерично, на периферии жизни! А в центре эти Божественные слова —«сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Все философии мира отступают и разрушаются, и превращаются в прах и пепел под силой этих слов. И даже если человек ничего не знает о Боге, если он никогда не читал Евангелие, если он не знает истории Церкви, если он не знает жизни ни одного святого, — но он знает эти слова, то у него есть надежда на спасение.
А как же можно знать Бога? Через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда», — говорит тот же апостол Иоанн Богослов (Ин. 1, 18). Мы не можем даже представить себе, что есть Бог. Конечно, художники иногда рисуют Бога неким старцем — в какой-то момент Церковь даже запретила изображать Бога так, потому что никто не знает Лицо Бога, никто не знает, что есть Бог.
Мы можем только опытно Его познавать. Мы можем чувствовать Его силу, мы можем чувствовать ответы на наши молитвы. Мы можем представить себе, что вся красота космоса, вся многосложность существующего мира является Его творением.
Что же тогда означает Бог? Бесконечный разум, бесконечная сила, бесконечное могущество? Это Он запустил все физические законы, всю эту расширяющуюся Вселенную, которая когда-то была по Его воле в одной крупице, и вдруг произошел некий таинственный взрыв, как говорят ученые, а мы говорим: акт Божественного творения. И стали разносится на миллионы и миллионы световых лет эти частицы, заряженные энергией, и стал возникать мир. Из совершенно неживого, мертвого, холодного вдруг стала зарождаться жизнь. Жизнь, которая развивалась от простого к сложному, от неживого к живому и, наконец, к сознательному, разумному. Мы не можем до конца понять этих слов о творении мира — мы только знаем, что под этими человеческими образами скрывается некая Божественная тайна творения, над которой — вечный, неизменный и всемогущий Бог.
Но как же человеку узнать Бога? Человек и Бог в разных мирах — даже представить образ Божий невозможно. Ведь это пытались делать язычники, идолопоклонники. Они поклонялись грозе, молнии, грому, ветру, морю, небу, животным, обожествленным людям; они создавали некие изображения богов, как им фантазия подсказывала, — но как это все было далеко, неправильно и далеко от истины! И вот Богу было угодно понятным для человека образом явить Свою суть, и Он посылает Сына Своего Единородного, «печать равнообразную», как говорит литургическая молитва, то есть отпечаток Божества в человеческой личности.
Вся полнота Божества является телесно во Иисусе Христе. И мы знаем, что у Бога есть человеческое Лицо. Мы знаем, что Бог есть любовь, доброта, милость, что Бог есть радость. И Бог обретает зримые очертания настолько, что мы имеем право изображать Его. Икона стала возможной только потому, что воплотился Сын Божий. И мы запечатлеваем Его человеческий и одновременно Божественный лик и поклоняемся Ему. Теперь мы можем знать, что есть Бог, — конечно, в усеченном, бесконечно усеченном масштабе, применительно к нашим способностям и возможностям, но мы через Иисуса Христа познаем Бога.
«Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа», и Бога Единого познаем через Иисуса Христа, и нам открывается жизнь вечная, потому чтов слове Спасителя, Его Евангелии сказано все, что должен знать человек, чтобы построить счастливо и благополучно свою жизнь на земле, исполнив Божий закон, и чтобы войти в бесконечную вечность Его Небесного Царства.
Мы знаем, что люди в истории очень часто пытались применить свои ограниченные критерии оценки к тайнам космоса, тайнам бытия. Пытаясь все это объяснять, одни говорили, что мир всегда существовал параллельно с Богом, другие говорили, что Бога вообще нет, третьи говорили, что материальный мир — это и есть Бог. Каждый по-своему пытался объяснять, но никогда ничего никому не объяснил, в первую очередь — самим себе. Мы можем объяснить многое, и понять многое, и многое прозреть именно потому что воля Божия, закон Божий открывается нам во Иисусе Христе.
Вера есть величайшая сила— духовная и интеллектуальная, способная так устроить человеческую душу, что человек становится счастливым и достигает той цели бытия, к которой, собственно, призывают человека все философии, все мировоззрения, а если говорить применительно к нашему времени — все политические программы. Все говорят, что человек будет жить лучше, жить счастливо, если он сделает то-то и то-то. Мы знаем, что во всем этом может быть лишь какая-то крупица правды, а вся правда — только в слове Божием.
Вот почему так важно именно со словом Божиим соотносить свои мысли, свою внутреннюю жизнь, семейную жизнь, общественную жизнь, жизнь народа и государства. А когда этого соотношения нет, мы уподобляемся белке, бегущей в колесе: нам кажется, что мы бежим вперед, а мы стоим на месте, тратя колоссальные ресурсы и силы и не двигаясь вперед. Потому что движение вперед — это движение к человеческому счастью, а счастье человека через сердце познается; и никакая политическая схема или экономическая целесообразность этой радости в сердце, этого Божиего Царства открыть человеку не может.
Но когда мы все соотносим с нашей верой, то у нас все спорится. И экономическое устроение, и политическое устроение, и социальная жизнь — все начинает вставать на свои места, вписываясь в эту Богом предначертанную картину человеческой жизни. Вот почему нам всем так важно хранить веру в сердце и помнить слова, которым сегодня научены: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Будем хранить и мы в сердце своем эти слова — и великие мира сего, и самые простые, и могущественные, и бессильные, потому что есть только одна дорога к спасению, а значит, и к счастью — дорога, которую указывает Христос.
<…>
Источник: Патриархия.ру