Христос стал человеком не только для того,
чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример.
Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою,
приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.
Епископ Александр (Милеант)
Многие люди Новый Год и Рождество Христово называют главными праздниками года. В то же время мало кто может что-либо рассказать об истории их возникновения.
Начало празднования Нового Года восходит к глубокой древности. Все языческие народы сопровождали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и весельем. Не было народа, который не встречал бы Нового Года, как-то по-особому отмечая это событие.
Празднование Нового Года у древних народов обыкновенно было связано с началом пробуждения природы и, в основном, приходилось на март-апрель. Такое постановление считать Новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев) встречается в законе Моисея.
[su_dropcap style=»light»]С [/su_dropcap]марта Новый Год начинался и у римлян до преобразования календаря Юлием Цезарем в 45 г. до Рождества Христова. Во Франции Новый Год праздновался с 25 декабря до IX века, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях, то есть со дня Пасхи, и только в конце XVII века – с 1 января. В Германии то же произошло во второй половине XVI века, а в Англии в XVII веке.
Как праздновался Новый Год в языческой древней Руси – один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчет года. Со времени введения Христианства летоисчисление на Руси начиналось или с марта, или со дня св. Пасхи, то есть сохранялись традиции предков.
По одной из версий в конце XV века, а по другой в 1348 году Православная Церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос был осуществлен в связи с возрастающим значением христианской церкви 11 государственной жизни древней Руси.
[su_dropcap style=»light»]П[/su_dropcap]оследний раз Новый Год праздновался 1 сентября 1698 года. Петр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ проведения данного события. В первый год 18 столетия летоисчисление начиналось от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с тот, что запрещено было праздновать 1 сентября.
15 декабря 1699 года был зачитан указ Великою Государя Петра Алексеевича, в котором было определено «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с I генваря от Рождества Христова». В знак такого доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. К этому времени главным атрибутом этого праздника в Российских городах становится елка.
[su_dropcap style=»light»]В[/su_dropcap] сельской же среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай пришел к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском простонародье не пользовались особым почетом. Излюбленным же образом русских песен и русских обрядов является березка. Поэтому этот обычай всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя ёлка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям и возжигание её на Рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя ёлка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом ёлки как дерева, хранящего летнюю зелёную окраску даже зимой, и, следовательно, обладающей особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась ёлка.
[su_dropcap style=»light»]В[/su_dropcap] настоящее время в разных странах Новый Год всегда очень оптимистичный и всеми отмечаемый праздник. Замечено, что Америка ежегодно побивает все рекорды по поздравительным открыткам и рождественским подаркам. В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Это своего рода пожелание счастья в Новом Году. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на нисколько минут гасят свет.
Во Вьетнаме Новый Год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры, на которых готовят особые лакомства из риса. В новогоднюю ночь принято выпускать живых карпов в реки и пруды. В эту ночь забываются ссоры, прощаются обиды.
Жители Греции, отправляясь в гости праздновать Новый Год, берут с собой камень, который бросают у порога гостеприимного дома. Если камень тяжелый, говорят: «Пусть богатства хозяина будут тяжелы, как этот камень».
В Индии Новый Год празднуют по-разному. Жители северной Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами. В центральной Индии на здания вешают преимущественно оранжевые флаги. В западной Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки. Накануне праздника матери раскладывают для своих детей подарки, сладости, цветы на больших подносах. В первое утро Нового Года детей с закрытыми глазами подводят к подносу, с которого они и выбирают себе подарок.
В Иране Новый Год встречают весной. Загодя иранцы высаживают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. Взошедшая к Новому Году трава символизирует начало новой жизни. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. А если старых вещей нет, то приходится выбрасывать новые, иначе счастье обойдет дом стороной.
[su_dropcap style=»light»]В[/su_dropcap] Китае Новый Год празднуют всегда во время новолуния, в конце января — начале февраля. По улицам движутся процессии из многих тысяч фонарей. Их зажигают для освещения пути в Новый Год. Чтобы не пускать злых духов в этот день, китайцы заклеивают окна и двери домов бумагой и отпугивают их хлопушками и петардами.
На Кубе и Новый Год часы бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми. В полночь кубинцы выплескивают воду через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый Год был таким же ясным и чистым, как вода.
В Монголии Новый Год встречают у елки. В новогодний праздник проводятся спортивные состязания, игры, проверка ловкости и смелости. В Панаме новогодняя ночь необыкновенно шумна: гудят трубы, воют сирены и кричат люди. Согласно древнему поверью шум отпугивает злых духов. В Румынии в новогодних пирогах принято запекать маленькие сюрпризы — монетки, под Новый год принято разбивать посуду у дверей соседей.
[su_dropcap style=»light»]Я[/su_dropcap] Шотландии под праздник поджигают в бочке смолу и катят эту бочку по улицам. Это символизирует сожжение Старого Года. После этого дорога Новому Году открыта. Считается, что первый человек, вошедший в дом после наступления Нового Года, приносит счастье или неудачу. В Уэльсе, отправляясь в гости на встречу Нового Года, следует захватить кусочек угля и бросить его в разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Это свидетельствует о дружеских намерениях пришедших гостей. Ровно в полночь необходимо распахнуть настежь двери, чтобы выпустить Старый Год и впустить Новый.
В Японии канун Нового Года называют «золотой неделей». В это время прекращают свою работу многие учреждения и фирмы, правительственные организации, крупные универмаги. Даже банки работают до 12 часов 31 декабря и отдыхают первые три дня Нового Года. Обязательным является обычай проводов Старого Года, включающий организацию приемов и посещение ресторанов. В момент наступления Нового Года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В первую новогоднюю ночь принято посещать храм. В храмах отбивают 108 ударов в колокол.
[su_dropcap style=»light»]Н[/su_dropcap]о, несомненно, для православного христианина первостепенными могут стать только праздники церковные. Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова оставляет самые яркие впечатления и благодатные переживания. Вообще, трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя. Однако, древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова.
В постановлениях апостольских указывается праздновать день Рождества Христова 25 декабря и отмечается значительность этого праздника для Церкви. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае – 20, другие в январе – 10 или 6; по другим свидетельствам II-III веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса – именно в пользу 25 декабря.
[su_dropcap style=»light»]С[/su_dropcap]зыческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого» (dies Invicty), т.е. днем непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря указан этот языческий праздник. А чтобы отвлечь христиан от языческих чествований, в Риме перенесли на этот день празднование Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца.
За Римом последовали и все Восточные церкви. Месяц и день смерти Христовой точно не известен из Евангелий; а в Церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.
[su_dropcap style=»light»]С[/su_dropcap] IV-го века с появлением и распространением арианства для Православной Церкви снова необходимо было прославить Рождество Христово. Так, с датой 25-го декабря и стало ассоциироваться событие Рождения Господня. В богослужебных песнопениях Церковь утверждает нашу веру как величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и изображает этот день как всеобщую радость: «яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). «Небо и земля, восклицает св. Церковь, днесь пророчески да возвеселятся»; «играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». Вместе с тем Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа.
К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Поэтому христианину всегда нужно помнить, что излишнее акцентирование внимания на встрече Нового Года, который на неделю раньше Рождества Христова, и бурная его встреча может полностью лишить рождественские дни благодати церковного торжества.
[su_dropcap style=»light»]К[/su_dropcap]анун, или день навечерия праздника, проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные хлебные зерна, размоченные в воде. В V в. Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII— IX в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх Константинопольский написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое событие.
В навечерие, во время часов, Церковь воспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Далее совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста в обычное время. Всенощное бдение начинается великим повечерием, в котором церковь особенно выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог».
В канун этого великого христианского праздника хотелось бы пожелать всем мира и согласия в их семьях. Постараемся же встретить святые дни и провести их согласно словам апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1-е Фес. 5, 16-18)
[su_dropcap style=»light»]И[/su_dropcap] так, на дворе — Рождественский пост, и мы легко можем отказаться от легкомысленной вечеринки в компании малознакомых людей. А что же делать с друзьями и родными? Вот здесь начинаются сложности…
Принято считать, что весело встретить Новый год – это некая русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Но ведь Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.
Но, как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя.
[su_dropcap style=»light»]Е[/su_dropcap]сли родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено в Сретенском монастыре совершить в новогоднюю ночь Божественную литургию. Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года.
[su_dropcap style=»light»]Н[/su_dropcap]а следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт. Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
[su_dropcap style=»light»]Н[/su_dropcap]е вижу в Новом году великого праздника, но если кто-то хочет праздновать — пусть празднует. В Новый год я бы посоветовал всякому верующему человеку, который умеет читать, прочитать 13 главу Евангелия от Луки. Там говорится о некоей смоковнице, которая была насаждена в винограднике, долго не приносила плодов, и хозяин решил её срубить, но виноградарь просил его, говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу навозом, если она не принесёт плода, срубишь её.
В этом и есть смысл Нового года – каждый человек похож на дерево, Господь Бог ждёт с него плодов, и, если человек не приносит плода год за годом, то в конце концов дерево будет срублено.
Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. То есть будет ли человек совершать «всенощное бдение» перед телевизором с надоевшими физиономиями – это его личное дело.
[su_dropcap style=»light»]А[/su_dropcap] помолиться, поблагодарить за прожитое и испросить благословение на начинающееся – это священная обязанность всякого верующего человека. Это можно делать и 14 января, в Старый новый год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.
У каждого человека есть свой Новый год – это День Рождения, когда мы прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое. Это необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми, потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не стремиться к новизне, к Новому Завету. В Новый год есть о чём поговорить, и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на серьезный разговор.
[su_dropcap style=»light»]Ч[/su_dropcap]то же касается празднования и поста в эти дни, то мы должны оставлять свободу воли и выбора всякому человеку, поскольку каждый должен сам рассудить о своей жизни. Если кому-то интересно моё мнение, то я не вижу в Новом году великого праздника и причин для торжества, для шумного веселья. Но если кто-то хочет веселиться, пусть веселится, помня о рамках приличия и других необходимых составляющих.
Надо оставлять свободу воли, потому что запретами никого не улучшишь, не свяжешь по рукам и ногам, люди всё равно делают, что хотят. А вот провести с ними серьезную беседу о серьезных, необходимых вещах – надо. Поэтому мне кажется, Церковь правильно поступит, если она откажется от таких заявлений: идёт пост, и вы не должны есть мясо, сметану и колбасу – это само собой понятно, верующий это знает, а неверующий — слышал, но знать не хочет. Но Церковь поступит хорошо, если использует возможность, чтобы спокойно поговорить с людьми о важных вещах.
Кто-то говорил, что Новый год — был единственный неидеологизированный праздник советской эпохи, и это верно. Всё остальное было так или иначе связано с партией и соответствующим мировоззрением. А Новый год — единственный счастливо избежал идеологизации, и он попадал на рождественский цикл, находящийся между католическим и православным Рождеством. Соответственно он хронологически был встроен в атмосферу чуда и чистой радости. Все это впиталось и люди уже интуитивно празднуют Новый год, без глубоких мысленных построений. Поэтому можно отмечать Новый год, но не забывать о приличиях.
[su_note note_color=»#e7f1f6″]Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.[/su_note]
[su_divider]