Идет Рождественский пост. Все живут в ожидании чуда — скоро на земле родиться Спаситель, Радость всему миру. Все стараются духом и телом очиститься в эти дни, чтобы достойно встретить Того, Кого так долго ждали на Иудейской земле, ждали так, что многие его проглядели, глядя и слушая Его. А вот они, всего несколько человек, 12 учеников Его не проглядели. Поняли, что это Он, Тот, обещанный.
Одним из первых, увидевших Христа, был Филипп. Это его испытывал Спаситель, спрашивая, где купить хлебов, чтобы накормить ослабевший народ. Ибо видел любовь Филиппа, но и соседствующее с ней маловерие. Потому и спросил, чтобы тот посмотрел внутрь себя, познал до конца суть свою, а устыдившись своего маловерия, исправился:Именно через Филиппа Иисус научил Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом, когда сказал: «Видевший Меня видел Отца: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне»:
Рождественский пост еще называют Филипповским, Филипповками, потому что память святого апостола Филиппа совершается в последний день перед постом. Жизнь и подвиги Филиппа во имя Христа настраивают нашу жизнь на подражание. Давайте же достойно, по примеру святого Филиппа и других святых, проведем «веселое время поста», достойно встретим Рождество Учителя всех.
:Ныне здесь одни развалины и груды камней, поросших травой. И только память хранит те события, которые происходили тут много-много лет назад. Вифсаида: В сем древнем городе родились Петр и Андрей, сыновья Ионины, и Филипп. Апостол Филипп: Но это потом. А в детстве разве же он думал о том, что его ждет? Может быть, он играл в одни игры с Петром и Андреем, также шалил, как и все дети в мире во все времена? Но при этом он ждал вожделенного Мессию. Его все ждали:
С детских лет Филипп родителями был отдан книжному обучению. Юноша усердно читал и изучал Священное Писание и пророчества о Спасителе. Читая все это, юноша воспылал горячей любовью к Нему. В нем зажглось сильное желание увидеть Господа воочию. А Иисус уже пришел к Своему земному служению, но Филипп об этом не знал. Пока не знал.
А сейчас Петр и Андрей рыбари, они слушают проповеди Иоанна Предтечи, они тоже ждут Спасителя. Эти простые люди никогда, наверное, и не думали, кем они станут в связи с именем Иисуса. Они трудились и верили, любили и ждали, они стремились хотя бы на миг увидеть Его. И Господь, видя, стремление каждого из них, призвал их к Себе здесь, на земле. Именно им, Своим учениками, он вложил все основы Веры, Любви и Надежды, завещал им укреплять Церковь, которую они впоследствии образуют. Видя устроение каждого из будущих учеников Своих, друзей, апостолов, он по-разному призывает их к Себе.
После Своего крещения Иисус призвал Андрея и Иоанна, Андрей привел брата своего Петра. После этого Иисус возжелал пойти в Галилею. Увидев Филиппа, его пламенную любовь к Мессии, Он произнес: «Гряди по Мне». Сердце часто забилось, дрогнули ресницы. «Это Он, Он — истинный Мессия, это Тот, о Котором говорил Бог через пророков Своих». Филипп обрадовался, что наконец-то сбылось обетование Божие. Радуясь, что обрел такое Сокровище, Которым будет спасен весь мир, будут искуплены грехи всего человечества, желал поделиться своим обретением и с другими, желал, чтобы и они стали участниками того же дара.
Он бежал по каменистым проулкам, не зная, кого первым встретит, чтобы поделиться своей радостью. Первым, кого он увидел, был Нафанаил, одиноко стоящий под смоковницей о чем-то глубоко задумавшись. «Слушай, друг! Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки! Мы нашли Иисуса, сына Иосифова, из Назарета!». Нафанаил удержал Филиппа за рукав и усомнился: «А разве из Назарета может быть что-то доброе?».
Филипп подумал: «Нафанаил не верит мне (дело в том, что многие не допускали мысли, что из небольшого городка, который нигде в Писании не употребляется в связи с именем Мессии, из простого рода может придти Царь царей). Что ж, пусть так, не буду с ним спорить», а вслух произнес: «Пойдем, увидишь!». Про себя же чувствовал, верил, что как только Нафанаил, этот «подлинно израильтянин», увидит Иисуса, то жизнь его изменится. «О, Нафанаил, — думал про себя Филипп, — увидишь Его, услышишь спасительные слова Его и тотчас поверишь, что Он — Мессия».
Это действительно произошло. Произошло, когда при встрече Иисуса и Нафанаила, Учитель намекнул о смоковнице, у которой Нафанаил стоял, но стоял в одиночестве! Нафанаил смутился: «Только Бог может знать о том, что я думал там, стоя один, только Он, сердцевед. Ведь я ни с кем не делился, это самое сокровенное, это вся моя надежда, это надежда всего израильского народа. Но только Бог может знать, какие сердечные слезы я проливал в тот момент, какая душевная теплота тогда меня окутывала. Всевидящее око Господа видело меня!». Нафанаил изумился, уверовал: «Учитель! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев!».
Как же Нафанаил был рад тому, что Филипп настоял на том, чтобы он пошел посмотреть на Иисуса. «Филипп, я так благодарен тебе, что ты возвестил мне о пришедшем на землю Спасителе, что ты привлек меня к обещанному Мессии!» — «Ты знаешь, друг, я так рад, что люди обрели Божественное Сокровище, мое сердце просто ликует от счастья. Всю жизнь посвящу Господу нашему, отдам всю любовь»:
После Вознесения Иисуса Филиппу выпал жребий идти проповедывать в Малую Азию и Сирию. Но сначала он нес Слово Божие в Галилее. Однажды, идя по своим делам, апостол встретил некую женщину. Она безутешно рыдала над свертком в руках. Это был умерший младенец. «О Филипп:», — она из-за слез не могла произнести ни слова. Апостол все провидел духовными очами, сжалился над женщиной и ее младенцем. Он простер руку над умершим и стал молиться, а потом произнес: «Встань! Так повелевает тебе Христос, в Которого верую и проповедую».
Младенец закрехтел, заерзал, дрогнули реснички, и малыш, глубоко вздохнув, громко возвестил своим криком о том, что он жив и здоров. Мать, увидев сына живым и здоровым, от радости припала к ногам апостола. «Благодарю тебя, Филипп! Верую в Того, Которого ты проповедуешь! Прошу тебя, крести нас, пролей Свет Истины на наше семейство!».
Все сие исполнил апостол, а затем ушел проповедовать в Грецию. Здесь, среди язычников Филипп творил многие чудеса, и Господь, слыша его усердную молитву, исцелял людей, изгонял бесов. Однажды Филипп воскресил одного мертвеца, что очень изумило живших там иудеев.
Они послали в Иерусалим к архиереям и князьям Иудейским известие: «Пришел к нам какой-то неизвестный человек по имени Филипп, проповедует он имя Иисусово, которым изгоняет бесов и исцеляет всякие болезни и даже воскресил одного умершего тем же именем Христовым. Многие уже уверовали в этого Христа. Придите, разберитесь».
Вскоре прибыл в Грецию из Иерусалима архиерей с книжниками. Он был раздражен и озлоблен: «Нигде нет покоя от этих людей, называющих себя последователями Христа. Всё-то им не сидится, всё-то они ходят и болтают о Нем, даже сюда добрались! Опять нужно разбираться с этими умниками, что смущают простой народ, да и не только простой, уже сколько у Него последователей и среди знати!». Облачившись в богатые одежды, воссел он на судейском месте.
Высокомерие и гордость были отражены на его холеном лице, из глаз разве что искры не сыпались, так злобно и надменно он обводил всех взглядом. А народу собралось — и иудеи, и язычники; все пришли поглазеть на судилище, так сильно в людях чувство толпы, чувство дарового зрелища! Окинув всех грозным взглядом, архиерей с гневом начал свое обличение:
-Я понимаю так, что мало Иудеи, Самарии и Галилеи тебе, друзьям твоим, чтобы смущать простых и малограмотных людей? Теперь пришел ты и сюда, вот к этим мудрым Эллинам, чтобы и здесь распространять соблазн, которому вы научились у Христа.
Но ваш так называемый Учитель — противник Моисеева закона! За что и осужден; распят и умер на кресте позорной смертию. И только ради Пасхи Его вам разрешили погребсти. А вы!? Ученики Его, а вы Его украли тайно, а затем повсюду разглашали для обольщения многих, что Он воскрес, то есть восстал из мертвых, Сам! Ну разве это мыслимо!?
Народ на такие слова зашевелился, засуетился: «Филипп, что ты ответишь на это?». Одни требовали смерти тут и сейчас, другие, чтобы Филиппа отвели на казнь в Иерусалим. Апостол возразил:
Напрасно суету ты возлюбил и ложь проговорил! Зачем окаменело твое сердце, не желая пить Единственную истину? Не вы ли приложили печать ко гробу и стражников приставили? Не вы ли дали золото солдатам, когда Господь воскрес, но не разрушил печати вашей, чтобы они солгали будто бы заснули, а ученики Его украли тело мертвое, провозгласив: «Воскрес!»:
Зачем ты искажаешь истину и вводишь в заблужденье других? Ты лжешь! и ложь твоя бессмысленна. Она, как и печати с гроба, послужит в день суда как обличение неправды вашей. Они свидетели Святого воскресения Христа! Что тут началось! Архиерей разгневался так, что в безумной злости бросился на апостола. Так ему хотелось самому побыстрее здесь же лишить Филиппа жизни. Но произошло неожиданное. В минуту ярости, когда священник уже простер свои руки к апостолу, он вдруг ослеп, все тело его почернело.
Толпа, видя это, решила, что Филипп околдовал архиерея. С ревом бросилась на него, желая так же погубить апостола, не сходя с места. Но на удивление множества народа, все кто пытался схватить святого, так же были наказаны! Земля вдруг задрожала, заколебалась, все затрепетали от страха, осознавая великую силу Христову!
Филипп же, видя слепоту телесную и духовную этих людей, взмолился: «Господи! Ведь не за этим я пришел. Ты и Сам знаешь, что они не ведают, что творят. Прости их, Господи! Просвети их и телесно, и духовно! Господи, да будет воля Твоя». Тут произошло новое чудо: по молитве святого Господь даровал исцеление всем ослепшим. Люди, тыкавшиеся, как слепые котята, кто в стены, кто друг в друга, падая лицом на землю, сильно ударяясь, начиная понимать, что они были не правы по отношению к апостолу, вдруг стали прозревать, кожа стала разглаживаться и приобрела естественный цвет.
Многих это чудо привело в лоно Церкви Христовой. Люди обратились ко Христу, уверовали в Него и приняли святое крещение. Только архиерей, все еще оставаясь ослепленным своей злобой, продолжал произносить хулу на Христа. Он никак не желал познавать истину, не желал исправляться — его душил гнев: какого-то Филиппа народ послушал, а тут перед ними священник, а его никто и замечать не хочет! Внезапно земля под ногами его разверзлась, и недра ее поглотили нечестивца, не желающего исправляться, не желающего жить в Вере, Надежде и Любви.
После этой страшной гибели архиерея, святой Филипп поставил крестившимся епископа Наркисса, сам пошел в Парфию. Дорога предстояла дальняя. «Господи, услыши мя грешнаго! Я сделал все, что мог у эллинов. Иду в другие страны. Господи, укрепи мои силы, помоги — просвети и наставь. Да будет воля Твоя, Господи». В то время как Филипп молился, преклонив колени, явилось на небе изображение орла с золотыми крыльями, распростертыми, как у Христа на Кресте. Укрепившись духом таким образом, Филипп обошел с проповедью аравийские и кандакийские (эфиопские) города.
Однажды он сел на корабль и отправился к сирийскому городу Азоту. Днем плавание проходило тихо, спокойно. Ветер надувал паруса, каждый думал о своем: кто-то о делах, кто-то о встрече с родимым домом, кто-то: «Что там меня ждет?». Ничто не предвещало бури. Она началась внезапно.
Ночью, когда многие уже видели десятый сон, кто-то молился, кто предавался своим мечтам. Выл страшный ветер, срывая паруса, волны летели, смывая все на своем пути. Люди уже и не чаяли добраться до дома живыми, прощались с жизнью. Апостол встал на молитву. «Господи, спаси и сохрани!
Не остави нас грешных, дай перенести волю Твою». Вдруг среди мрака и туч, среди проливного дождя, за которым практически ничего не было видно, на черном небе появился светоносный крест. Он сиял так, что стало светло, как днем. Мрак ночи и бури рассеялся мгновенно. Затем утихло море, а огромные пугающие волны превратились в маленькие милые барашки. Ничто не напоминало о том, что была буря. Плавание продолжилось в мире и покое. Люди были утешены. :
В своем путешествии Филипп встретил Варфоломея и Мариамну и путь их лежал в Иераполь Фригийский.
Начальником Иераполя Фригийского в то время был некто Никанор. Жену Никанора укусила змея, и женщина лежала дома вся в жару и неимоверных муках. Никто не знал, как вылечить ее от укуса гада. Женщина от кого-то из домашних услышала о том, что в доме Стахия живут апостолы, которые проповедуют некоего Иисуса Христа, исцеляют больных одним словом, изгоняют бесов.
Когда мужа не было дома, она повелела рабам своим отнести ее в дом Стахия. Там она получила двойное исцеление: Господь через апостолов исцелил ее и телесно, и душевно. Женщина была исцелена от укуса змеи и от бесовского обольщения. Видя, что с ней произошла такая радость, жена уверовала во Христа. Когда же муж вернулся домой, ему донесли: «Никанор! Господин наш! Пока тебя не было, жена твоя была укушена змеей. Ничто и никто не смог ей помочь. Вот она и обратилась к чужестранцам. Они же помимо того, что исцелили ее от укуса, научили вере своей в какого-то Иисуса, о Котором они тут постоянно всем твердят,
Его именем исцеляют больных, а горожане твои, уверовав в него, уже не веруют в наших богов и пресмыкающихся!». Услышав имя Христа, Никанор пришел в ярость. «Апостолов схватить, нечего им смущать народ мой! Дом Стахия сжечь, чтоб другим неповадно было привечать всяких чужестранцев!». Слуги тотчас исполнили последнее приказание. А Филиппа, Варфоломея и Мариамну схватили и с побоями потащили по городу, всячески издеваясь над святыми. Как обычно стал собираться народ, поглазеть на происходящее. Кто-то улюлюкал и свистел, кто-то ворчал, мол, так и надо, кто-то тихо плакал и утирал слезы безсилия и невозможности помочь, разве что помолиться об укреплении сил перенести истязания безумцев. Наконец их бросили в темницу.
Никанор же воссел на судейском месте, собираясь судить проповедников Христовых. Собрались к нему все жрецы идольские и жрецы убитой ехидны, только и были от них слышны одни жалобы. Начальник, отомсти за безпорядки в городе, смещение богов, которых любим мы. А то, как появились странники на площадях твоих, так весь народ их слушает, а нас и позабыл. Жертв не приносят люди. Ехидна знаменитая, любимая богиня, умерщвлена. Как будто бы мечом они ее проткнули словом. Сплошное безобразие в отсутствие твое случились тут. Так ты их умертви, волхвов чужих. Хватает нам своих зачинщиков, устраивающих смуты.
Приказал Никанор привести заключенных в зал суда. Велел снять одежду со святого Филиппа. Он почему-то решил, что именно в ней заключаются колдовские чары. Но тщательно изучив ее, ничего к сожалению своему не нашли. Тогда раздели Варфоломея, и в его одеждах так же ничего ничего не нашли. После святых мужей, стражники подошли к девице Мариамне с тем же намерением раздеть ее и осмотреть одежды ее, при этом бы обнажилось ее девическое тело. Господь не мог допустить такого надругательства над девицей. Когда стража вплотную приблизилась к ней, девушка вдруг на глазах у многих превратилась в огненный столб. Пламя так колыхало, что нечестивцы в страхе разбежались в разные стороны.
Никанор посчитал, что святые насмехаются над ним: «Распять их!». Первым на страдание отправился святой Филипп. Ему просверлили ступни ног, продели туда веревки, и таким образом распяли на кресте вниз головой. Крест же водрузили перед вратами на капище ехидны. Нашлись безумцы, которые еще и камнями кидались в апостола. А Филипп только молился, прося любимого Учителя дать сил исполнить волю Его, укрепить в страданиях за Него и во имя Его. Тем временем нечестивцы распяли святого Варфоломея у стены храма.
Но тут внезапно земля затряслась, посыпались камни разрушающихся ветхих зданий, деревья стали падать. Земля вдруг разверзлась, как пасть огромного животного, и поглотила Никанора, жрецов и множество неверующих, получающих удовольствие, смотря на издевательства над апостолами, и смеющихся над чужой болью. Все оставшиеся в живых были потрясены случившимся, пришли в великий страх.
Волосы шевелились у них на головах, холодный пот пробирал, люди падали на колени и со слезами и рыданиями просили апостолов сжалиться над ними. «Умолите Бога своего Единого Истинного, пусть Он спасет нас, пусть земля по воле Его не поглотит нас, как и тех, которых уже поглотила!». Те, кто устоял на ногах, поспешно бросились к крестам, спасать апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Он остался невредим. Но Филиппа снять так быстро не удавалось: был повешен он высоко, да с изощрениями.
Да и воля Бога на то была — именно так пострадать Филиппу. Чтобы именно через такие страдания и такую смерть крестную перешел святой в Царствие Небесное, куда всю жизнь его были обращены стопы его. Филипп только успевал молиться Учителю своему: «Господи! Услыши меня грешного в последние минуты мои! Вот иду к Тебе, как Ты хочешь, а не как я. Прости врагов моих, они просто заблудившиеся во тьме греховной. Просвети их светом Истины Твоей. Спаси их, Господи! Да будет воля Твоя!».
Господь, слыша такие слова о тех, кто так надругался над Филиппом, видя слезы святого и духовные, и телесные, простил всех тех, кого поглотила земля. И та исторгла всех обратно, кроме градоначальника и жрецов. Все спасенные возблагодарили Бога Единого, исповедали веру в Него, просили святого крещения. Когда же хотели снять Филиппа с креста, чтобы облегчить его страдания, то увидели, что он уже предал душу свою Господу.
Сняли уже мертвое тело. Мариамна все это время смотрела на мучения апостолов, обнимала с любовью тело брата, целовала его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Варфоломей крестил всех желающих, поставил им епископом Стахия, бывшего слепца. Новообращенные с честью похоронили святого апостола Филиппа. На том месте, где страдал апостол, и где текла кровь его, за три дня выросла виноградная лоза в знак того, что за пролитую кровь свою за Иисуса Христа, он наслаждается вечной жизнью, вечным блаженством с самим Господом в Царствии Его. Произошло это в 90 г., святому Филиппу было 87 лет от роду:
Святые Варфоломей и Мариамна продолжили свой путь несения Слова Божия людям, пути их разошлись, и жизнь их закончилась по разному: Варфоломея распяли, Мариамна мирно скончалась после долгих трудов. Но память о них никогда не померкнет!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно поздравляю с воскресеньем, а также с началом Рождественского поста. Сегодня мы призываемся Церковью к духовному подвигу, который должен послужить к очищению нашего сердца и нашей души от греховных скверн и пороков.
Очень часто мы, вступая на поприще поста, задаемся вопросом: «Как провести это время, дарованное нам Богом?» Это время мы должны использовать максимально полезно для каждого из нас. Кто-то считает, что в это время надо ограничить себя в каком-то виде пище, больше читать утренних и вечерних молитв, чаще бывать в храме Божием, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. И это правильно. В это постное время мы должны как можно больше молиться, усерднее поститься, чаще исповедоваться и причащаться.
Величайший учитель Церкви Иоанн Златоуст говорил, что нет пользы от того, что мы мяса во время поста не едим, а заживо «поедаем» своих ближних. Давайте, всмотревшись в самих себя, постараемся увидеть в себе неприязнь, черствость, эгоизм, которые присутствуют в каждом из нас.
И от того что эти пороки присутствуют в нашем сердце, нет в нас той любви, которую все мы должны иметь по отношению друг к другу. Ибо мы друг другу не просто ближние — мы братья и сестры. Поэтому не случайно во время богослужения обращение священнослужителя ко всем находящимся в храме: «Братья и сестры». Если мы братья и сестры, то как должны строиться наши взаимоотношения? Не злоба, не зависть, не черствость, не эгоизм, не ненависть, не презрение, а чуткое отношение, которое вырастает как добрый плод на корне любви, должно находиться в сердце каждого из нас.
Пусть каждый из нас не только сегодня, но и в дальнейшие дни своей земной жизни будет молить Бога, чтобы Он даровал нам величайший и благодатный дар любви. Потому что любовь является даром Божиим. Дай Бог, чтобы каждый из нас был одарен Господом этим благодатным чувством любви, и не только по отношению к Богу, но и по отношению друг к другу.
Но, получив от Бога этот дар, приложим все усилия (особенно в дни поста), чтобы этот дар был преумножен в нашем сердце. «Будем любить Его (Бога) потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, — учит нас апостол и евангелист Иоанн Богослов, — тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 19-20).
Я искренне еще и еще раз сердечно поздравляю вас с наступившим Рождественским постом. Дай Бог, чтобы все мы во время этого Рождественского поста могли как можно ближе предстать перед Богом, приблизиться к Нему, научиться жить по заповедям Господним. Не просто внешне исполнять предписания, которые даны нам как правила Святой Церкви, но стараться узреть в них тот смысл, то значение, которые соделали бы каждого из нас достойным сыном или дочерью нашего Бога.
Протоиерей Валерий Захаров, 2010г.
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема тобою, просветившися светло,/ торжествует память твою Богоглаголиве Филиппе;/ вся бо веровати Христу научил еси,/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу,\ Егоже моли даровати нам велию милость.
Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея,/ вселенной Бога Тя проповеда, Богоглаголивый Филипп./ Того молитвами от врагов пребеззаконных\ Церковь Твою и всяк град Твой Богородицею соблюди, Многомилостиве.
О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.