Святой пророк Иона

4.10.2012 Метки: 
Иона пророк

Иона пророк

Святой пророк Иона был сын Амафиин и происходил из города Гефаховера (Иона 1,1; 4 Цар 14,25)1. Матерью его была, по преданию, та самая вдова Сарептская (3 Цар 17,14—23)2 которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась через него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало до того дня, пока Господь послал дождь на землю. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер; тогда вдовица сказала Илии:

— Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына.
Он же сказал ей:

— Дай мне сына твоего.
Взяв у нее отрока, Илия отнес в горницу, в которой жил, и положил его на свою постель; потом воззвал он к Господу и сказал:

— Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
И, дунув трижды на отрока, он стал молиться: «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока этого в тело».
Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.
Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни.

Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира. «Когда, — говорил он, — услышите камень, вопиющий тонким и жалобным голосом, когда от древа будет возноситься вещание к Богу, тогда приблизится спасение и все народы пойдут в Иерусалим на поклонение Господу; Иерусалим же, наполненный зверями, будет в мерзости запустения: тогда наступит кончина всему живущему».

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елиссеем, являясь продолжателем его дела, как сам Елиссей был продолжателем дела Илии, — одного духа с ним. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елиссея3, принадлежавшим к той школе сынов пророческих, во главе которой стоял сначала пророк Илия и потом Елиссей; Иона был одним из сынов пророческих, посланных Елиссеем для помазания Ииуя на царство Израильское (4 Цар 9,9—22)4.

По смерти Елиссея Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным Сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в этой войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами (4 Цар 14,25)5.
В царствование того же Иеровоама Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам.

— Встань, — повелел ему Господь, — иди в Ниневию — город великий6 и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. Но пророк не исполнил повеления Божьего. Он думал, что Бог, как благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Поэтому он боялся, что пророчество его о погибели Ниневии не сбудется, и его сочтут за обманщика, и само имя Бога Израилева подвергнется нареканию и укоризне. Не хотел он в душе своей и пощады этому нечестивому городу, жители которого были столь враждебны и опасны для израильтян. В то же время, чувствуя и всю тяжесть непослушания Богу, Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо Господня — земля и что наполняет ее (Пс 23,1): кто может бежать от Того, иже везде сый и вся исполняй?

Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный фарсис7; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Сильные волны бросали корабль из стороны в сторону, так что он готов уже был разбиться. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем.

В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул.
Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему:

— Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем.
Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:

— Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас это бедствие.
Они бросили жребий, и пал жребий на Иону. Тогда спросили его:

— Скажи нам, за что постигло нас это бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?
Иона сказал: «Я — евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу».
Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от Лица Божьего. Услышав это, корабельщики сильно устрашились и ужаснулись его преступлению Божественной воли, восклицая:

— Зачем ты это сделал?
Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекший его на смерть и на грозящую им гибель, они не захотели исполнить над ним приговора, как по своему человеколюбию, так и по страху пред Всемогущим Богом Израилевым, воздвигшим на них бурю за прослушание Ионы. Видя в последнем посланника этого Бога, они стали спрашивать его:

— Что сделать нам с тобой, чтобы море утихло для нас?
Буря же не прекращалась, и волнение становилось все сильнее. Тогда Иона сказал им:

— Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас эта великая буря.
Но корабельщики все еще колебались, видя в Ионе необыкновенного человека и страшась оскорбить в его лице Всемогущего Бога Израилева. Они, напротив, начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, между тем как море все продолжало бушевать против них. Тогда они решились, наконец, исполнить над Ионою приговор. Но прежде, чем сделать это, они воззвали к Господу: «Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека этого, и да не вменишь нам кровь невинную, ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе».
И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение. Тогда все бывшие на корабле еще сильнее убедились, что буря была послана Богом в наказание за преступление Ионы, и устрашились они всемогущества Его, и, исполненные благоговения к Нему, принесли благодарственные жертвы, и дали обеты чтить Его.

Пребывание пророка Ионы во чреве кита

Пребывание пророка Ионы во чреве кита

Между тем пророка Иону, по повелению Божьему, проглотил кит, и пробыл Иона в чреве этого кита три дня и три ночи8. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно, когда увидал себя невредимым: в нем явилась надежда, что Господь даст ему снова увидеть свет Божий и спасет его из глубины морской. Исполненный этот надежды, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом в грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона так взывал из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня: из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травой обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного Благодетеля своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву: что обещал, исполню: у Господа спасение!»9
Молитва Ионы была услышана: милосердый Господь наказал раба Своего за преслушание Божественной воли, но, не желая его смерти, повелел, чтобы кит изверг Иону насушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти.

После этого вторично было слово Господне к Ионе. «Встань, иди в великий город Ниневию и проповедуй в ней то, что Я уже повелел Тебе».
Тогда Иона встал и пошел в Ниневию. Ниневия же была городом великим, на три дня пути в окружности. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Кратки и грозны были слова пророка Ионы, по-видимому, решительно предсказывавшего скорую гибель Ниневии. Но жители города уразумели, что Бог, определяя их погибель, не без причины отлагает на некоторое время исполнение этого определения. Что сорок дней даются им, без всякого сомнения, для покаяния, — и поверили слову, возвещенному им от Бога через пророка Иону. Они объявили пост и оделись во вретище, все — от большого из них до малого.

Проповедь Ионы дошла и до самого царя могущественной Ниневии; он встал с престола своего, снял свое царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле10. Потом он повелел провозгласить по всей Ниневии от имени его, царя, и вельмож, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

— Кто знает, — говорили ниневитяне, — может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем.
Надежда не обманула раскаявшихся ниневитян: Бог, видя их сокрушение и подвиг покаяния, отменил Свое определение, помиловал их и не навел на них бедствия, о котором предвещал устами пророка Своего.

Но если Богу приятно было видеть покаяние ниневитян и помиловать их, то Иона, еще оставшийся с прежними мыслями о непреложности пророчества и, по немощи человеческой, не постигавший беспредельного милосердия Божия, сильно огорчился скорым объявлением помилования покаявшимся грешникам. По прошествии сорокадневной проповеди он вышел из города и, поднявшись на гору с восточной стороны города, сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы посмотреть, что будет с городом. Но увидав, что с городом ничего не случилось, он в сильной печали, в молитве своей воззвал к Богу: «О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал я, что Ты — Бог благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить».

И произрастил Господь Бог ночью вьющееся растение11 над головой Ионы, чтобы избавить его от солнечного зноя и вместе с тем от огорчения, ибо пророк находил в этом успокоение и своему огорченному духу. Иона мог видеть в этом указание воли Божией на то, чтобы он оставался на этом месте и ждал, что последует с городом; это могло еще питать в нем надежду, что Бог каким-нибудь чудесным образом оправдает Свой приговор о Ниневии. Вместе с тем, в явно чудесном появлении тенистого растения Иона уразумел особое о нем попечение Божие.

Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая от мысли, что Бог оставил его, — превратилась в радование, и Иона пребывал под произросшим растением весь тот день, укрываясь от солнечного зноя.
Но радость Ионы о тенистом растении была непродолжительна. На следующий день, при появлении зари, червь, по повелению Божьему, подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти. «Лучше мне умереть, — говорил он, — нежели жить». И сказал Бог Ионе:
— Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло?
Иона отвечал:
— Очень огорчился, даже до смерти.
Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал:

— Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой12, и множество скота?
После этого, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он во время вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе13; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и апостолами и со всеми святыми во веки14. Аминь.

Тропарь пророку Ионе
Тропарь, глас 2:

Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 2:

Пророк дивен показася, Божие повеление прием во образ тридневнаго Воскресения. В ките тридневен быв, неврежден от зверя изыде и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, яко человеколюбия Божия провозвестника.

Величание

Величаем тя, пророче Божий Ионо, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.


Прим.
1 Гефаховер, по свидетельству книги Иисуса Навина, при разделении земли обетованной между сынами Израилевыми по жребию достался колену Завулонову и лежал в северной части Галилеи (северная часть Палестины), по пути к Тивериаде, выше Назарета.
2 Сарепта Сидонская — город финикийский, отстоявший недалеко от Сидона.
3 Елиссей — знаменитой пророк израильский, ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении (память его 14/27 июня).
4 Сынами пророческими назывались у израильтян ученики пророков, которые составляли из себя общества, воспитывавшиеся под непосредственным их воздействием. Хотя это и не были в собственном смысле училища, но в них, тем не менее, юноши, к тому призванные, подготовлялись к пророческому служению, и из этих средоточий распространялось религиозное образование и в народе.
5 Отсюда определяется и время пророческого служения Ионы, относящееся к царствованию Иеровоама и предшественника его Иоаса. Следовательно, Иона был одним из древнейших пророков Израиля и жил в IX в. до Р.Х.
6 Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии. Это был многолюдный и богатейший город в древнем мире и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге прор. Ионы мерой трехдневного пути (гл. 3, ст. 3), ибо путь одного дня для восточных народов соответствует нашим 25—30 верстам.
7 Фарсис, или Тартес — древняя финикийская колония в юго-западном углу древней Иберии (Испании) на р. Бэтис (Гвадалквивир).
8 Под китом нельзя разуметь в собственном смысле кита. Стоящее здесь греческое слово, по-еврейски — дагаддол означает вообще морское чудовище; здесь справедливее разуметь особой породы большую акулу. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собой трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о преобразовательном значении пророка Ионы: Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12,40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ибо Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной; и здесь больше Ионы» (Мф 12,41). Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа. Отцы Церкви говорят об этом так: «бегущий пророк взошел на корабль, Христос взошел на древо; на море восстала сильная буря, это волнение моря есть неверие иудеев. Выпал жребий пророку быть свергнутым в море: этот жребий обозначает волю Отца, по которой Христос нисходит в пучину скорбей и смерти. Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море: Иисус Христос добровольно восходит на крест. Иона сходит в море с корабля; Христос нисходит со креста во гроб и в преисподнюю земли. Иона жертвует собою, чтобы спасти претерпевавших бурю; Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его: Иисус Христос, пораженный смертью, но не обладаемый ею, молится за всех людей. Иона невредим пребывает в чреве кита, тело Иисуса Христа неповрежденное пребыло во гробе. Иона пребыл во чреве, кита три дня и три ночи, — три дня и три ночи был Иисус в сердце земли. Иона в третий день извергается неповрежденным из чрева кита: Иисус Христос силой Божества Своего нетленным восстает из гроба в третий день. После чудесного избавления от смерти Иона идет проповедовать покаяние ниневитянам: после воскресения Христа учение Его проповедуется язычникам. До времени бедственного плавания Ионы Ниневия не слышала проповеди покаяния и навлекла на себя гнев Божий, но после того пророк избавил своей проповедью ниневитян от гнева Господня: так единственно смертью и воскресением Христовым род человеческий, погруженный в бездну греховную, избавлен от греха, проклятия и смерти и примирен с Богом».
9 Молитва Ионы во чреве китовом положена в основание 6-й песни канонов. Святая Церковь в плавании Ионы видит не одно преобразование страданий и пребывании во гробе Спасителя, но и подобие нашей жизни. Кораблю Ионы, застигнутому бурей и погруженному волнами, она уподобляет нашу душу, обуреваемую волнами житейского моря, потопляемую грехами, уловляемую духовным зверем — диаволом. Спасительному берегу, на который выброшен был Иона, она уподобляет тихое пристанище, которое душа наша обретает в Боге. С этою мыслью она каждодневно на утрени в 6-й песни канона напоминает нам его покаянную песнь и, влагая ее в уста, возбуждает нас также пламенно молиться, как молился Иона во чреве китовом, чтобы Бог возвел от духовного тления жизнь нашего духа.
10 Это были обыкновенные у восточных народов выражения печали и сокрушения.
11 В еврейском тексте здесь стоит слово кикайон, что обозначает собой особое тенистое дерево, в роде плюща, или, как некоторые переводят, клещевину, которая в несколько дней вырастает до высоты тенистого дерева, но так же быстро может и засохнуть, так как нередко подтачивается в самом корне своем червями.
12 Под этим именем вероятнее разуметь детей первого возраста, и в таком случае число жителей Ниневии обыкновенно полагают в 645 000 человек.
13 Умер около 800 г. до Р.Х. О последующей за проповедью жизни пророка Ионы известно лишь из преданий, из которых древнейшие повествуют, что он скончался в отечественном своем городе, где доселе указывают его гробницу и где мусульмане построили в честь его великолепную мечеть. По другому преданию, пророк остался в Ниневии, среди развалин которой, около Моссула, также указывают его гробницу, составляющую предмет всеобщего благоговения христиан, евреев и магометан. Первое мнение подтверждается свидетельством 3-й книги Маккавейской, где говорится, что Бог Иону во чреве кита морскаго тающаго нещадне, всем своим невредима показал (гл. 6, ст. 6).
14 Именем пророка Ионы надписывается пятая из книг малых пророков, предметом которой служит посольство Ионы в Ниневию с проповедью покаяния. Поводом к посольству Ионы послужило не только спасение Ниневии, но и назидания самим евреям, у которых развилась тогда нетерпимость к иноплеменникам. Господь вразумляет пророка, что спасение есть достояния и язычников, и предостерегает евреев, чтобы они исправились, ибо и они могут погибнуть, если не раскаются, а место их займут язычники. Отсюда — новое преобразовательное значения проповеди Иониной, предызображавшей собою новозаветную апостольскую проповедь, призывающую в Церковь Христову все народы. На такое значение книги пророка Ионы и его самого можно находить указания в словах Самого Спасителя, Который, упрекая иудеев и особенно фарисеев в нераскаянности, неверии и невнимательности к проповеди Иоанна Крестителя о покаянии, говорит: «Ниневитяне восстанут на суд и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф 12,41). Книга пророка Ионы читается вся сполна за богослужением на вечерне в Великую субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.