В Александро-Невской лавре простились с духовником обители

14.03.2011 Метки: 
Архимандрит Елеазар (Иванов)

Архимандрит Елеазар (Иванов)

В Александро-Невской лавре простились с духовником обители новопреставленным архимандритом Елеазаром (Ивановым)

После продолжительной болезни в четвертый день Великого поста, 10 марта, на 75-м году жизни скончался духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов). Он тихо отошел ко Господу в собственной келии.

12 марта 2011 года в Александро-Невской лавре состоялось отпевание духовника обители новопреставленного архимандрита Елеазара (Иванова). Заупокойное богослужение совершил наместник Лавры епископ Выборгский Назарий, сообщает сайт Александро-Невской лавры.

Проститься с отцом Елеазаром пришли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, братия монастыря, многочисленное духовенство, прихожане Лавры и духовные чада старца. Погребен отец Елеазар на монашеском участке Никольского кладбища Александро-Невской обители.

***

Архимандрит Елеазар (в миру ― Анатолий Сергеевич Иванов) родился 3 декабря 1936 г. в г. Бологое Тверской области.

После окончания школы в 1956 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1964 г. со степенью кандидата богословия. Служил иподиаконом у митрополита Никодима (Ротова).

24 июля 1964 г. в московском храме первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортово митрополитом Никодимом рукоположен в сан диакона и назначен в Николо-Богоявленский собор г. Ленинграда.

В 1965 г. рукоположен во священника для Воскресенской церкви с. Петрова Горка Лужского района Ленинградской области. В том же году митрополитом Никодимом пострижен в мантию с именем Елеазар.

В 1966 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора г. Выборга, совмещая служение с обязанностями епархиального секретаря. В том же году определен в клир Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры.

В 1968 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в п. Толмачево Лужского района.

С 1969 по 2002 гг. был насельником Свято-Успенского монастыря в Печорах Псковской области.

С 1973 по 1974 гг. служил настоятелем Казанского храма г. Великие Луки Псковской области.

В 1974 г. возведен в сан игумена с возложением палицы.

С 1983 по 1986 гг. ― настоятель Ильинского храма с. Кулье Печорского района Псковской области.

В 1980 г. возведен в сан архимандрита с возложением митры.

С 1 декабря 2003 г. зачислен в число насельников Александро-Невской лавры.

В селениях праведных упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего архимандрита Елеазара.

Патриархия.ru

Подробнее o жизни архимандрита Елеазара

 

Более 45 лет назад начался монашеский путь архимандрита Елеазара — духовника Александро-Невской лавры.

45 лет назад в Александро-Невской лавре начался монашеский путь архимандрита Елеазара — духовника монастыря. Корреспондент «Воды живой» записал его рассказ о собственой жизни и размышления о сегодняшнем дне.

В 1936 году в семье машиниста тепловой тяги Сергея Иванова родился сын Анатолий. Еще в дошкольном возрасте мальчик ходил в Свято-Троицкую церковь города Бологое. Смотрел, слушал, по-детски молился. Все нравилось. Поступив в первый класс, чаще посещал храм. Ребята издевались, крича вдогонку: «Поп идет!», «Аллилуйя!».

После десяти лет учебы стал вопрос, куда пойти дальше. Анатолий чувствовал, что его призвание — Церковь. Мать, работница конторы паровозного депо, была против, просила хорошо подумать. Тогда ведь шли сталинские гонения, за которыми следовали хрущевские.

В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию. По первому разряду окончив ее, без вступительных экзаменов был переведен в Ленинградскую духовную академию. В 1964 году закончил ее с присвоением степени кандидата богословия.

Однажды, в день летней Казанской, прислуживая в Князь-Владимирском соборе митрополиту Никодиму, Анатолий получил от него повеление ехать в Москву для принятия в Ольгин день (24 июля) сана диакона. Рукополагал его сам митрополит в храме Петра и Павла, что в Лефортово. На следующий день новопоставленный диакон утром служил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда, где ежедневно служились две литургии.

Случилось так, что отец Петр Колосов находился в отпуске, отец Борис Глебов сломал ногу. Остался отец Алексий Довбуш, который возрадовался появлению помощника. Совершив с ним две службы, тоже пошел отдыхать. Остался один диакон Анатолий. Однажды воскресная служба совпала с Ильиным днем, он справился с испытанием.

Через несколько месяцев, в 1965 году, диакона Анатолия рукоположили в иереи и назначили настоятелем Воскресенской церкви села Голубково Лужского района Ленинградской области. Из окна автобуса церковь представилась ободранной, со ржавыми куполами, покосившимися крестами. По тем законам нужно было ехать в горсовет за разрешением на служение. Молодой секретарь удивилась встрече, сказав, что храм решено закрыть. Сославшись на указ митрополита, на регистрацию уполномоченного, новый священник, как мог, противостоял. И, вопреки запрещению, на следующий день, в Дмитриевскую родительскую субботу, совершил первую самостоятельную Божественную литургию. С тех пор и по сей день храм не закрывается…

Позже владыка Никодим перевел настоятеля первым священником в Спасо-Преображенский собор Выборга вместо отправленного за штат протоиерея Василия Раевского. А оттуда — в Свято-Троицкий собор «бывшей Александро-Невской лавры». Так писали в документах, но если присмотреться, лавра не была «бывшей». Монашеская жизнь продолжалась. В епархии, которая находилась в Духовском корпусе, при домовой церкви служил будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, иеромонах Владимир (Котляров), архидиакон Иннокентий (Пузиков) и другие, что составляло братию монастыря. Там же священник Анатолий Иванов стал иеромонахом, приняв постриг от руки митрополита Никодима, получив имя Елеазар в честь учителя из Маккавейских книг Библии.

Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Жаринову. Как-то к казначею епархии пришла церковная староста, сказав, что все деньги отдала в Фонд мира. Секретарь не выдержал и ответил, что епархия, поставляющая священников, отпускающая свечи и просфоры, без которых приход не может существовать, оказалась в представлении старосты ниже фонда, содержащего всю атеистическую пропаганду. За это и две проповеди, смелые для того времени, священника перевели в Псково-Печерский монастырь, который стал для него второй «духовной академией».
Уже тридцать лет отец Елеазар носит сан архимандрита, а в 2004 году стал духовником Александро-Невской лавры.

Заметки из дневника архимандрита Елеазара

+++

Беда в том, что русские стали ориентироваться на Запад. Когда я служил в Выборге, — рассказывает отец Елеазар, — там девчонки морякам, побывавшим за границей, за жвачку все отдавали. Можно сказать, началось со жвачки, а потом и остальное пошло — западная музыка и псевдокультура. А молодежь, в основном, поддалась ей. Помню, в 60—70-х годах молодые люди ходили в одинаковых нейлоновых рубашках, плащах из болоньи. Такая была мода, с Запада. В Псково-Печерском монастыре иностранные туристы просили завернуть им во что-нибудь сувениры. Им давали платки из льна. Они говорили, что эта обертка стоит дороже, чем безделушка, которая в нее завернута. Вот так, недаром премудрый Соломон сказал — если Бог захочет кого-то наказать, отнимает рассудок. И люди становятся как помешанные, больные.

+++

Девушки сейчас ходят в брюках — все одинаковые, с черными накрашенными ресницами, стриженые, в завитушках, на каблуках, как куклы Барби. Даже в храме стучат каблуками, мешая молитве. И зарабатывают артрозы, артриты, которые потом не вылечить никак. Но это и еще одна болезнь, патология. Ее диагноз — отсутствие присутствия.

+++

В школе педагоги не знают даже русского языка. Настала пора воспитывать преподавателей, которых из вуза выпускают неграмотными. Мало врачей! Прописывают все всем подряд, на все случаи жизни. Не хотят в проблему вникать. И так всюду — некомпетентные, незнающие, необразованные люди. В детском саду воспитательница, пока дети играют, сидит с женихом, болтает и курит…

+++

Телеведущие скороговоркой, с неважной дикцией, без логических остановок читают текст новостей, которые местами становятся из-за этого малопонятными. О программах вообще не стоит говорить — сплошная засоренность и развлечения. Большинство же телепрограмм — это трибуна пошлости, разврата, распутства. Так называемые «звезды» с их «фабрикой» — приторны.

+++

Хорошая вещь — мобильный телефон. Но надо уметь им пользоваться. В соборе в разных местах слышна музыка. Люди иногда идут к святым мощам, и телефон сигналом их останавливает. Раньше обо всем договаривались по обычному домашнему телефону и никуда не опаздывали. У знакомых дети много сидят в Интернете, не выходя на улицу. Ничего им не нужно, кроме виртуальной «нереальности». Методов лечения от этой зависимости немного или совсем нет

+++.

Пожары — это тоже результат развращенности. Кто так воспитал молодых людей, что они окурки бросают в лесу? Зачем разгонять облака? Зачем вообще вмешиваться в природу? Помните мелиорацию — осушали болота? Хотели собрать богатый урожай картошки. В первый год собрали, а во второй — нет. Потому что болота — «легкие» земли. Их уничтожили — и нарушился круговорот воды в природе, ее баланс. Теперь наполняют торфяники влагой. Не климат изменился, а мы меняемся. Пожары происходят от «человеческого фактора».

+++

Прошлой зимой выпал снег — вот беда, никак его не убрать! Да вовсе не экстремальная, а обычная зима была. Помню, после войны ослабленные полуголодные люди снег моментально убирали лопатами, было чисто. А сейчас? Лопат нет! Люди брали в руки кастрюли и сковородки, чтобы расчистить себе путь. Это же анекдот, позорище на весь мир.

+++

Многие болеющие за будущее спрашивают, как спасаться в современном мире? Надо хранить русские, отечественные традиции. Величественные храмы, возведенные с помощью веревки и топора — свидетели могущества русских. Они говорят, что только сюда должны ходить для молитвы. Современные технологии, пожалуй, не позволят построить такие прочные, стабильные сооружения.

+++

Надо читать безотлагательно утренние, вечерние молитвы, главу Евангелия, немного святых отцов, например праведного Иоанна, пресвитера Кронштадтского, максимально приближенного к нам. Когда люди не молятся утром, они как бы говорят: «Господи, сегодня я обойдусь без Тебя». Не исполняя вечернего правила, человек уподобляется девяти неблагодарным исцеленным Христом от болезней.

+++

Человека от Бога отводит сатана, добивается, чтобы люди не ходили в храм, не причащались. «Я недостоен, принял утром нечаянно каплю воды, выпил лекарство, не смог по бо-лезни прочитать положенное». Более того, придумали три дня поститься перед причащением. А если упадок сил, если тяжелая физическая работа, если плохое здоровье? Кто способен поддержать? А ко Христу подходить — недостоен. А как при диабете и других болезнях?

Апостолы днем ловили рыбу, на берегу «пекли» ее, ели и вечером причащались. А агапы — вечери любви? Лукавый отвлекает от причастия. Действует он и через уважаемых людей. Если они хвалят кого-то чрезмерно, боятся указать недостатки, чтобы не приобрести врага и быть хорошими, — тем самым себе вредят. Водимые такими ничего не приобретут, разучатся вникать в происходящее, рассуждать, понимать.

+++

Сектанты читают Священное Писание, например, в гостинице «Санкт-Петербург». Любая гостиница — в некоторой степени дом разврата. Зачем предки строили храмы и соборы? Протестанты же приглашают для слушания проповедей на стадионы — в место, где разгораются страсти. Футбол — массовая бесовщина. Когда «Зенит» проигрывал, все видели искаженные лица болельщиков. Может наблюдаться даже агрессия. Это — настоящий психоз, расстройство нервной системы. А завтра на работу. В Японии после рабочего времени рекомендуется релаксация. Люди садятся среди зелени, закрывают глаза, отстраняются от мыслей, набираясь внутренних сил.

У нас этого не наблюдается. А как же причащаться, пережив неудачу футбольной команды? Некоторые правильно замечают, что диавол придумал мячик, который гоняют по полю.

+++

Часто жалуются, что, якобы, Бог не дает детей. Но если ты из провинции, живешь на восьми метрах, достойной работы нет, коляску купить не на что, ты не готова иметь ребенка.

А если ты сама невоспитанная, с вредными привычками, то каким будет ребенок? Чтобы исполнить желание иметь ребенка, прибегают к искусственному оплодотворению. Это — вмешательство в планы Вседержителя. И каким будет такой человек?

+++

Вмешательством является и задумка Газпрома возвести в городе святого Петра 400-метровую башню. Уже сейчас соседние дома дают трещины. А сколько туалетов будет на многочисленных этажах «Вавилонской» башни? Испражнения по трубам с высот будут течь и осквернять святыни славного города.

+++

Деньги — это власть, «люди гибнут за металл, сатана там правит бал». Гибнут и не могут остановиться. Правильно выразился Патриарх Кирилл, сказав, что нынешние пожары — капля в море бед, которые нам предстоят.

+++

А водоемы, в которых нельзя купаться, ураганы в Ленинградской области, отключение электроэнергии? Разве это не предупреждение? Этим летом тлел торф, горела земля. Как в Содоме и Гоморре. Разве не надо всем заострить на этом внимание, поразмыслить и правильно отрегулировать каждому свою жизнь?

Источник — «Вестник Александро-Невской лавры»