Неделю Жен-мироносиц (29 апреля в 2012 году) теперь многие воспринимают как своего рода «православный женский день», некий аналог 8 марта. В некоторых храмах в этот день всем прихожанкам дарят цветы.
Да, в этот день, действительно, прославляют женщин, которые принесли миро, чтобы помазать тело Спасителя во гробе, и невольно оказались первыми свидетелями Воскресения. Но только ли о них вспоминают в этот день?
Наряду с мироносицами в церковном календаре на этот день приходится память и двух мужчин, сыгравших важную роль в погребении Спасителя. Это тайные ученики Иисуса — «благообразный советник» Иосиф Аримафейский и Никодим, один из законоучителей Израиля, беседа Спасителя с которым приводится в самом начале Евангелия от Иоанна.
Это в беседе с Никодимом Иисус сказал знаменитую фразу о рождении свыше: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Это Иосиф Аримафейский пришел к Пилатупосле распятия просить тело Иисуса для погребения.
Перед судом и распятием Иисуса покинули все ученики, кроме Иоанна («любимого ученика», оставшегося стоять при Кресте вместе с Марией, матерью Иисуса). Петр трижды отрекся от Него, сам не замечая, как это произошло.
А у Марка описано, как некий юноша, завернутый в покрывало, нагим убежал от стражников, взявших Иисуса — антипод тому, как надлежит «оставить всё», чтобы последовать за Христом. Ученики, кроме младшего, скрывались «страха ради иудейска».
Но были люди, сохранившие верность своему Учителю и Господу. Это те, кого привыкли считать слабыми и бессильными — женщины. Это и те, кто имел довольно высокий «статус» в религиозной среде Израиля, но не мелькал среди учеников — Иосиф и Никодим.
В наше время, случается, верность считается чем-то старомодным, предательство — свободой, а ответственность — мифом. Но что такое свобода? Делать все, что ни пожелаешь в любой данный момент? Совершенно очевидно, что такого рода свободы нет и быть не может. Простой пример: есть свобода выйти из летящего самолета, но нет свободы войти в него обратно. Однако есть свобода делать выбор и определять свои ценности и жизненные приоритеты, и избрав — следовать им.
Люди, вступающие в брак, дают друг другу обещание верности. Человек, принимающий крещение, дает обещание сохранять верность Богу. «Верую Ему, как Царю и Богу», — эти слова, которые произносит крещаемый в начале совершения таинства, являются не чем иным, как клятвой верности.
Веровать Иисусу Христу как Царю и Богу — это значит не только верить в Него как в Бога, поклоняясь Ему как Божеству, но и веровать Ему как своему Царю и Господину, то есть исполнять Его волю, соблюдать Его заповеди. «Кто любит Меня, тот соблюдет Мои заповеди», — учил Иисус. Уклонение в иные религиозные практики, почитание иных божеств еще в древнем Израиле расценивалось как жестокая измена , подобно прелюбодеянию.
В западной традиции во время венчания супруги дают друг другу перед Богом клятву быть верными. Сегодня, когда «мода» на венчание прошла, церковные канцелярии столкнулись с неожиданно огромным количеством людей, обращающихся за «развенчанием», то есть расторжением церковного брака.
Если в прежние годы в канцелярию Киевской митрополии с такими вопросами обращалось два-три человека в день, то сегодня это — два-три десятка человек. Они были обвенчаны на волне «моды», но брак распался, и на вопрос священнослужителя о том, что как же ваше обещание перед Богом, порой недоумевают: «А какое обещание? Мы ничего не говорили». С пастырской точки зрения было бы уместно ввести в практику чина венчания имеющееся в Требнике святителя Петра Могилы обещание, или «клятву», для того чтобы венчающиеся осознавали всю полноту ответственности, которую они добровольно принимают перед Богом и друг другом:
Я, имярек, беру тебя, имярек, как законную супругу,
и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение,
и не оставлю тебя до смерти.
В этом да поможет мне Бог, в Троице единый, и все святые.
Настоящая свобода — в том, чтобы следовать своему выбору, несмотря на трудности и соблазны. Сохранять достоинство и честь. За это мы и прославляем жен-мироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. Это качество, которое никогда не устареет. Без него просто нельзя быть человеком.
Протоиерей Андрей Дудченко