Во вторник, 3 июня, протоиерей Андрей Ткачев дал комментарий порталу «Православие в Украине» относительно своего отъезда на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
– Любой факт всегда окружен облаком интерпретаций… И для того, чтобы не было лишних интерпретаций или было меньше фантазий, хочу сказать вот что.
Я остаюсь «в той же лодке» – в Русской Православной Церкви, в которой служил до сих пор. Только буду служить в другом месте, в другой географической точке Русской Православной Церкви.
Сохраняю все связи, все добрые отношения, с большой любовью относясь к священноначалию и к владыке Антонию в первую очередь (благодарю его за понимание), ко всему духовенству. Это все люди достойные, в особенности высшие иерархи, в нужное время находящиеся на своем вместе, которых нужно всячески поддерживать.
Что бы мне хотелось сказать, подводя черточку под этим кусочком моей жизни? Скажу для более широкой аудитории то, что говорил своим прихожанам в храме.
Всё, что мы, в первую очередь, делали на приходе, — пытались литургически оживить свою жизнь: чтобы люди не просто стояли на службе, а активно в ней участвовали, причащались чаще, выучили наизусть литургические тексты – произносили, читали, пели их вместе. Мы возродили на приходе литургическое братское целование перед «Верую…» и еще многие моменты, которые оживляют службу, возвращая нас к апостольской простоте. То есть Литургия нас интересовала в первую очередь.
Второе – это Святое Писание. Мы его изучали и по домам, и в храме. Много проповедовали и священники, и миряне, благословленные на это. Были организованы библейские кружки, где очень плотно, очень активно проходило изучение Ветхого и Нового Заветов, чтобы люди «нашли» для себя Писание.
Третье – мы пытались поднимать культурный уровень людей. Для этого мы проводили разные лектории по музыке, живописи, литературе — чтобы люди имели внутри себя нечто более богатое, чем есть на данный момент у большинства.
И четвертое – это братская взаимопомощь: сбор денег для нуждающихся, помощь больным и т.д. Т.е. живые братские отношения, при которых приход постепенно превращается в общину.
Наша задача — превратить наши приходы – храмовое культовое здание – в подлинную жизнь в общине, где люди знают друг друга, помогают друг другу, нуждаются друг в друге, спрашивают друг друга: «Чем я могу тебе помочь?», причащаются от одной Чаши и находят в этом настоящую жизнь.
Вот такие четыре позиции. Мы ими и занимались. Теперь их нужно продолжать у нас на приходе, а я буду продолжать и развивать их на новом месте служения.
Мне хотелось бы, чтобы наша Церковь была жива, сильна, велика, красива. Какой она и есть на самом деле, но чего иногда нам не хватает.
– Почему Вы уезжаете?
– Пора, скажем так.
…Умирает, например, человек — в принципе-то, ничего страшного. Как говорил Сократ афинским судьям: «Я ухожу, афиняне, вы остаетесь. Только Бог знает, что лучше».
Будем умнее, образованнее, менее страстными, предвзятыми к процессам и событиям. Есть вещи, которые трудно вместить в слова, есть вещи, которые целомудренно не вмещать в слова. Есть много таких вещей, которые нужно целомудренно хранить в сердце, не подбирая для них слова, потому что они слишком тонки для того, чтобы их облекать в материю. Поэтому и будем умнее, спокойнее…
— Все проекты, которые были здесь воплощены, буду поддерживать. Буду следить за жизнью своего прихода, как за ребенком, который вырос и живет отдельно от родительского дома. Буду служить в той же Церкви, в которой имею незаслуженное счастье служить и сегодня.
Так что ничего страшного не происходит. Все в пределах норм обычной человеческой жизни.
Нужно, чтобы мы были христианами. Потому что из-за дефицита христианства погибает страна на наших глазах.
А все, что меня по-настоящему интересует, это христианство в подлинном его измерении. Я этим занимался и буду заниматься, пока живу. Но занимался им здесь, а теперь буду заниматься в другом месте. Всё, пора. Пора в другом месте позаниматься…