Ковчег с десницей святых мощей великомученика Георгия Победоносца в пятницу прибыл в Россию со Святой горы Афон; христианская реликвия пробудет в стране два месяца, а её прибытие приурочено к 70-летию Победы.
Это знаменательное событие осуществляется в год 70-летия Великой Победы по решения Священного Кинота (центрального исполнительного соборного органа управления) Святой горы Афон и по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла при содействии Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира. Ковчег с десницей мощей великомученика Георгия Победоносца будут сопровождать монахи монастыря Ксенофонт, где и хранится эта священная реликвия христианского мира.
Первым городом в путешествии мощей по России стал Ярославль, — в Свято-Введенский Толгский монастырь города святыня прибыла вечером 24 апреля. Всего за время своего пребывания в России реликвия посетит 20 городов страны, среди которых и города-герои: Смоленск, Орел, Тула, Санкт-Петербург и другие. В Москву мощи Георгия Победоносца прибудут в преддверии 6 мая — дня памяти святого.
Вместе с мощами в Россию будет привезен список чудотворной иконы великомученика Георгия. Известно, что оригинал некогда пытались уничтожить иконоборцы, однако чудом он был сохранен и морскими волнами доставлен к берегу Афона, где расположился монастырь Ксенофонт — одна из 20 обителей святой Горы, основанная в X веке.
Как утверждают организаторы, принесение святыни в год празднования 70-летия Победы послужит объединению россиян и их совместной молитве о мире на Земле. По словам афонских монахов, святой Георгий, который «сам стремится на Святую Русь, будет также предстательствовать за Россию у престола Божия как и предыдущие столетия».
На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как покровитель воинства и помощник земледельцев в полевых работах. С 14-го века он считается небесным покровителем Москвы, а на гербе российской столицы изображена победа святого Георгия над змеем.
Святой Великомученик Георгий, покровитель Москвы, особо почитается на Руси. Изображение одного из чудесных подвигов Святого: поражение змея, — стало московским гербом. Это же изображение можно увидеть и на иконах Святого Георгия. Изображение относится к посмертным чудесам Святого Великомученика Георгия. Недалеко от города Бейрута, места где он родился, у подножья Ливанских гор в озере жил змей, который часто пожирал людей живших по окрестности. Что это был именно за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил змея копьем и спас девицу. Этот юноша и был Святой Великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
История Святого Георгия идет со времен первых христиан. В третьем веке по Рождестве Христовом в городе Бейруте у состоятельных и благочестивых родителей родился сын, которого они воспитали в христианской вере.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов.
Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень.
Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил.
В конце концов император приказал отрубить мечем голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Мощи Святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему. Позже часть Мощей была подарена Афонскому монастырю Кутлумуш.
Святой Георгий Победоносец считается покровителем всего православного воинства: в дореволюционной России святой Георгий был главной воинской наградой. Его также чтят и земледельцы, коим Святой помогает в полевых работах.
Яко пленных свободитель и нищих защититель, /
немощствующих врач, Царей поборниче, /
победоносче великомучениче Георгие, /
моли Христа Бога / спастися душам нашим.