В Храме Христа Спасителя в Москве прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Мероприятие провели митрополит Рязанский и Михайловский Павел, глава редакционной группы Архиерейского Собора, митрополит Волоколамский Иларион, председатель отдела внешних церковных связей, митрополит Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, и Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела.
Митрополит Иларион коснулся в своем докладе темы полномочий и функций Архиерейского собора. Он напомнил, что Архиерейский Собор — это высший орган иерархического управления Церковью, который решает все основные вопросы, кроме избрания Патриарха, которое осуществляет Поместный Собор. Глава ОВЦС не упустил из внимания дискуссионный орган (Межсоборное присутствие, созданное по образцу Предсоборного присутствия, готовившего Поместный Собор 1917 года) формирующий повестку дня Архиерейского Собора.
Митрополит Иларион отметил беспрецедентный масштаб работы прошедшего Архиерейского Собора.
По его словам, такое количество архиереев в Русской Православной Церкви не собиралось ни до революции, ни в новейшее время. Выступавший вслед за ним митрополит Павел назвал точное количество приехавших архиереев: 280 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, из них 88 рукоположены в последние 4 года.
Владыка Иларион также подчеркнул, что для многих архиереев это была первая возможность участвовать в таком высоком собрании, так как за последние годы в связи с разукрупнением епархий было рукоположено множество новых епископов.
Иерарх также указал на высочайшее качество дискуссий в ходе Архиерейского Собора: «Думаю, каждый из архиереев вынес с Собора и очень доброе впечатление, и конструктивный настрой, и конкретное решение или рекомендацию, которые он будет претворять в жизнь», — отметил иерарх.
В частности, для себя митрополит Иларион отметил необходимость ускорить ведущуюся Богословской комиссией работу над Катехизисом Русской Церкви: он планировал закончить работу за четыре года, однако по результатам Собора стало ясно, что ее следует закончить за два ближайшие года.
Митрополит Павел также обратил внимание на атмосферу единодушия, в которой проходил Собор. Тон, по словам владыки, задал своим докладом Святейший Патриарх Кирилл.
Митрополит Павел назвал основные решения завершившегося Архиерейского Собора, в их числе: новая редакция Устава Русской Православной Церкви, «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей», новое положение о церковных наградах, переизбрание состава Общецерковного суда.
— Очень важным деянием Архиерейского Собора была оценка трудов Русской Православной Церкви и ее Первосвятителя. На основании доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято постановление, с которым мы разъехались по своим епархиям и будем внедрять в нашу жизнь, — добавил митрополит Павел.
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва Тутунов в своем докладе прокомментировал внесение изменений в Устав Русской Православной Церкви и принятие Положений об избрании Патриарха и о функциях Поместного Собора:
«Принятие этих документов связано с тем, что с середины XX века до настоящего времени состав поместного Собора и процедура избрания Патриарха не были зафиксированы. Всякий раз при необходимости созвать Собор и избрать Патриарха она устанавливалась заново. На прошлом Поместном Соборе 2009 года многие делегаты говорили о необходимости ввести какие-то общие правила».
По утверждению отца Саввы, новые документы не являются новаторскими. И процедура, принятая для избрания Патриарха и состав Поместного Собора, который был зафиксирован, соответствуют тому, что было на Поместном Соборе 2009 года и тому, что было на Поместном Соборе 1990 года, на котором был избран Патриарх Алексий II
«Изменения в Уставе Русской Церкви также не являются новаторскими, — подчеркнул отец Савва. — Они всего лишь зафиксировали новые явления, возникшие за прошедшие два года. Так, в частности, Русская Православная Церковь ранее не знала такой формы организации епархий, как митрополия и викариатство: первое — есть форма организации епархии в составе одного субъекта федерации (митрополия таким образом осуществляет координацию со светской властью), второе — подразделение епархии, когда правящий архиерей делегирует часть своих полномочий другому викарному архиерею», — пояснил священнослужитель.
«Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Архиерейского и Поместного соборов, то в них тоже нет особых новшеств, — подчеркнул отец Савва. — В целом, зафиксирована ситуация, которая имела место с принятия Устава Русской Церкви 1988 года. Новая редакция Устава, которую мы имеем сейчас, просто говорит о том, что уже есть. Просто было некоторое расхождение между жизнью и Уставом, а сейчас оно сглажено».
Между двумя органами высшей власти, напомнил отец Савва, функции распределены следующим образом: поместный собор, во-первых, избирает Патриарха и выносит дополнительные суждения по этому поводу, во-вторых, решает вопросы, которые касаются предоставления самоуправления частям Русской Православной Церкви и подобные им, а кроме того, выносит суждения по важным темам жизни Церкви; Архиерейский собор — орган, собирающийся по уже устоявшейся практике раз в два года, занимается более оперативным управлением Русской Православной Церкви.
Митрополит Бориспольский Антоний, зачитывавший доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе (Блаженнейший не смог на нем присутствовать лично), рассказал журналистам об основных идеях в выступлении Предстоятеля Украинской Церкви.
— Основным посылом настоящего доклада было то, что статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией дает Украинской Церкви возможность нести свою миссию в украинском обществе.
С каждым годом Украинская Церковь возрастает количественно и качественно, напомнил владыка. По статистике, в нее входит около тысячи приходов, 51 епархия, 215 монастырей, 18 духовных учебных заведений, действует более 500 медиапроектов.
Острой проблемой остается вопрос о церковных разделениях, заявил митрополит Антоний. — К сожалению, эта рана, появившаяся на теле Церкви в начале 90-х годов, до сих пор не уврачевана. Мы молимся, чтобы Господь благословил и дал возможность тем нашим братьям, которые пока находятся вне границ нашей Церкви, пришли в единство с Церковью Христовой.
Проблемы с греко-католиками на данный момент стоят менее остро, чем на рубеже 80-90-х годов. Однако сложности возникали в Белоцерковской и Винницкой епархиях.
Протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание журналистов на то, что темы, обсуждавшиеся на завершившемся Архиерейском Соборе, предложены священноначалию простыми верующими.
«Их не придумал Архиерейский Собор. Обсуждение этих тем показывает, что Церковь слышит людей, голос простого народа», — заявил он в ходе пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора.
Отец Всеволод напомнил, что темы информационных технологий и контроля над личностью, а также ювенальной юстиции были поставлены перед священноначалием простыми верующими, обсуждались Межсоборным присутствием, а Архиерейский Собор откликнулся на просьбу людей вынести официальное церковное суждение по ним.
Владимир Легойда также напомнил, что все темы Собора обсуждались и внутри Церкви, и в церковно-общественном пространстве. Он обратил внимание на основные этапы этого обсуждения:
— После того темы были определены и первые документы были созданы комиссиями Межсоборного присутствия, эти документы были предложены для отзыва епархии, а также были предложены на общественный суд на нескольких официальных сайтах, имеющих право публиковать документы Межсоборного Присутствия. Тщательным образом редакционная комиссия, возглавляемая Святейшим Патриархом, отсматривала все замечания в дискуссии. Комментировать, подчеркнул В. Р. Легойда, могли не только члены Русской Православной Церкви:
— Как участник этого процесса, могу сказать, что никогда никакие комментарии не отсекались по соображениям формальным. Были комментарии людей, которые себя не относили к Русской Православной Церкви, но считали необходимым обратить внимание на те или иные аспекты проблемы — прежде всего это касалось документов по церковно-общественной тематике. Этот момент демонстрирует уровень развития гражданского общества в церковной организации.
Отец Всеволод подробно ответил на вопрос корреспондента ПРАВМИРа об отношении Церкви к информационным технологиям контроля над личностью.
— Подробная позиция Церкви изложена в документе, конкретно посвященном этому вопросу («Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»). Речь идет об очень простых вещах: если люди не желают принимать те или иные электронные идентификаторы, у них должна быть альтернатива.
Церковь не акцентирует внимание на мотивах, по которым люди отказываются от новых документов. У кого-то они религиозные, у кого-то — другие. Но Церковь слышит голос людей, которые говорят государству: «Мы не хотим принимать эти электронные идентификаторы. Мы хотим оставаться с привычными нам документами, идентифицирующими личность».
По словам отца Всеволода, некоторые технические средства могут быть связаны с ограничением духовной, мировоззренческой или религиозной свободы человека — этот вопрос многократно обсуждался в Церкви и ответ на него непрост.
— Никакой внешний символ не способен убить духовную свободу человека, — подчеркнул отец Всеволод. — Есть ли у вас или у меня какая-то карточка, какой-то код документа: номер паспорта или лицевой счет — это вопрос технический. И не случайно Архиерейский Собор отказался от того, чтобы признать само по себе принятие того или иного документа грехом — деянием, которое лишает человека спасения.
Отец Всеволод отметил, что Церковь отмежевалась от радикальных мнений:
— Поступали телеграммы, письма и е-мейлы, в которых говорилось, что само по себе принятие некоей карты является греховным деянием, лишающим спасения. Архиерейский Собор не поддерживает эту позицию.
Полнота информации о человеке может дать и полноту власти над ним, заявил отец Всеволод.
— Возможно появление такой системы, в которой человек все больше и больше будет лишен собственной свободы. Если о человеке известно все — как он перемещается по городу, как он учился, от чего лечился — это дает огромную власть над ним. И эта власть может быть использована в том числе и для стреноживания мировоззренческой и духовной свобод. Поэтому некоторые люди отказались от принятия электронных идентификаторов в связи с религиозными убеждениями. Не входя в подробный анализ этих убеждений, но уважая позицию этих людей, Церковь поддерживает идеею, что новые идентификаторы личности должны приниматься добровольно.
Владимир Легойда призвал обратить внимание на доклад Святейшего Патриарха и постановление Архиерейского Собора, включающий в себя и подведение итогов жизни Церкви за последние два года, и определение планов на ближайшее время.
Нынешний Собор четко сформулировал, что такое «положительная повестка дня» и что находится в ее центре.
— В одном из определений Архиерейского Собора сказано: «Архиерейский Собор считает важной работу в по наполнению информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находится проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности», — процитировал Легойда. По его мнению, это положение расставляет очень важный смысловой акцент церковного служения в информационном поле.
Председатель СИНФО также отметил еще одно постановление Собора и пункт доклада Патриарха:
— Много говорилось о миссии Церкви в сети Интернет, о церковной миссии в социальных масс-медиа. Собор поручил местным информационным отделам разработать программу присутствия Церкви в социальных сетях.
Говоря об основных документах, принятых прошедшим Архиерейским Собором, митрополит Иларион выделил не только положение о ювенальной юстиции, но и об экологии.
— Экологическая ситуация, в которой мы находимся, в значительной степени зависит от нас самих. Когда мы говорим о вреде, наносимом природе, мы прежде всего думаем о фабриках и заводах, о загрязнении окружающей среды, часто забывая о том, что на каждом из нас лежит ответственность за окружающую среду.
К экологической ситуации в России владыка высказался критически:
— Мне приходилось много путешествовать. Я думаю, та экологическая ситуация, которую создаем вокруг себя мы, находится в лучшем случае на уровне стран третьего мира. Выйдете в любой загородный лес, и помимо деревьев и растений вы непременно увидите огромные кучи мусора, отходы, которые лежат прямо вдоль дороги, в местах общественного пользования и отдыха.
У нас есть дурная привычка оставлять там, где мы отдыхали, все отходы: пивные и пластиковые бутылки-то, что будет, если его не вывозить, веками лежать на месте, где его бросили. Конечно, одна из задач Церкви — воспитывать людей, чтобы они относились к своей Родине, к природе своей Родины с уважением и не загрязняли ее.
Документ о ювенальной юстиции, по мнению владыки Илариона, связан с реальной жизнью. С одной стороны, дети должны быть защищены государством:
— Дети нуждаются в защите. Ситуация в некоторых семьях очень неблагополучна: когда пьющие родители, когда родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства бывают необходимы.
С другой — основную ответственность за ребенка несет именно семья:
— У семьи есть первичная ответственность по воспитанию ребенка, и никогда государство не должно оказаться над семьей. Когда приходит инспектор и смотрит, что в холодильнике не находит апельсинов, поэтому ребенок должен быть изъят — это не просто нонсенс, а преступление против семьи. К сожалению, такие примеры очень часты в западном обществе и их можно найти и в нашей стране. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка.
Вопрос о сохранении памяти новомучеников вызвал живой интерес у участников пресс-конференции. Владимир Легойда не скрывал пессимизма: несколько лет назад был проведен опрос, согласно результатам которого огромный процент аспирантов-гуманитариев вообще не знают, что такое Бутовский полигон.
— Назвать понимание подвига новомучеников нашим обществом и собственно церковным сообществом достаточным, очень сложно, — заметил Легойда. — Подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви — это то сокровище, которое есть не только у Русской Церкви, но и у всех наших народов.
Владимир Романович обратил внимание на то, что прошедший Собор утвердил создание церковно-общественных советов, которые будут заниматься отношением к памяти новомучеников.
— Этому новому органу даны серьезные поручения. Создания этого органа свидетельствует о том, что у Церкви есть понимание необходимости более активной работа церковно-общественных организаций в этом вопросе.
Отец Савва (Тутунов), уточнил, что это не первый шаг Церкви по увековечиванию подвига новомучеников: Собор 2011 года постановил уделить внимание этой теме и принял значимый документ о новомучениках, на основании которого были даны поручения, касающиеся прославления и т. д. Нынешний Собор пришел к выводу, что они исполнялись в целом неплохо, но все равно недостаточно.
— Надо больше. Чтобы было больше памяти, и был создан церковно-общественный совет.
Что касается преподавания в школах по этой теме, подчеркнул председатель СИНФО, то этот вопрос уже неоднократно поднимался.
— Есть понимание необходимости сохранения этой памяти не только ради прошлого, но и ради будущего.
С ним согласен архимандрит Савва:
— Дети должны знать о подвиге новомучеников. С нашей стороны, насколько мне известно Отдел Религиозного образования и катехизации ведет диалог со светским образованием. Насколько он будет успешен — зависит от нашего светского партнера.
Смотрите также: