СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

28.10.2016 Метки:  ,
собор Оптинских Старцев

собор Оптинских Старцев

Собор Оптинских старцев — праздник, посвященный памяти 14 монахов, проживавших в Оптиной пустыни в период XVIII-XX веков (Оптинских старцев). В этот день прославляются:

1. иеросхимонах Лев Оптинский (Наголкин), 1768-1841;
2. иеросхимонах Макарий Оптинский (Иванов), 1788-1860;
3. схиархимандрит Моисей Оптинский (Путилов), 1782-1862;
4. схиигумен Антоний Оптинский (Путилов), 1795-1865;
5. иеросхимонах Иларион Оптинский (Пономарёв), 1805-1873;
6. иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков), 1812-1891;
7. схиархимандрит Исаакий I Оптинский (Антимонов), 1810-1894;
8. иеросхимонах Анатолий Оптинский старший (Зерцалов), 1824-1894;
9. иеросхимонах Иосиф Оптинский (Литовкин), 1837-1872;
10. схиархимандрит Варсонофий Оптинский (Плиханков), 1845-1913;
11. иеросхимонах Анатолий Оптинский младший (Потапов), 1855-1922;
12. иеросхимонах Нектарий Оптинский (Тихонов), 1853-1928;
13. иеромонах Никон Оптинский (Беляев), 1888-1931;
14. архимандрит Исаакий II Оптинский (Бобраков), 1865-1938.

Возникновение традиции оптинского старчества связано с возрождением православной жизни в Российской империи в конце XVIII — первой половине XIX веков. Именно в этот период монастырь Оптина пустынь, ранее переживавший период упадка, фактически стал неформальным центром духовной жизни России. Этому способствовало то, что первые настоятели возрожденной обители, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были последователями святого преподобного Паисия Величковского, возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества. Оптинские старцы следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что старцы проповедовали.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России. Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций — все это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и известные представители творческих профессий. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Соловьев и многие другие.

Сами старцы также оставили обширное литературное наследие, издающееся под названиями «Письма Оптинских старцев», «Поучения Оптинских старцев», «Беседы Оптинских старцев», «Молитвослов Оптинских старцев», «Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских» и являющееся одним из памятников православной мысли XIX века. Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, гонений большевиков на православие, последующего возрождения церкви в России и других событий.

Один из старцев, Исаакий Оптинский младший, был расстрелян в годы Советской власти за «церковную деятельность» и прославлен как новомученик. Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года. В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году — общецерковно. 25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи старцев Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова) и Анатолия (Потапова) были обретены в 1998 году в Оптиной пустыни.

В память об  освящена одна из церквей в Минске (Белоруссия).

В нашем монастыре в честь Оптинских старцах освящен малый придел.