статьи - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Mon, 19 Nov 2018 16:06:53 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/pouchenie-svyashhennika-ioanna-dolinskogo-v-nedelyu-25-yu-po-pyatidesyatnice Mon, 19 Nov 2018 16:06:53 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7918 Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейско­му, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы долж­ны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное. Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник […]

The post Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейско­му, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы долж­ны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное.
Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник и единоверец наш, будет ли то личный враг наш или иноверец, положим, католик, лютеранин, еврей или магометанин. Одним словом, кто бы он ни был, мы должны смо­треть на нуждающегося в нашей помощи, как на человека, по­добного себе, оставляя при этом в стороне личную вражду к нам и вероисповедание его. Ибо Иисус Христос для спасения нас, грешных, от адских мучений претерпевал всякого рода бедствия и среди них оказывал несчетные благодеяния роду человеческому, не переставал с отеческой нежностью умо­лять нас о любви и благотворительности ко всем без исклю­чения. А чтобы сильнее побудить нас к милосердию, он торжественно объявил всем нам, что в лице меньшей братии, угнетаемой скорбями и лишениями, он Сам терпит и к Себе Самому относит всякое благодеяние, сделанное нами ради Господа для своих ближних, и за то наградит нас в день последнего суда Своего участием в Его Небесном Царствии (Мф. 25, 39-40).
Этой-то сострадательности, ко всем без исключения, Иисус Христос и научает нас примером милосердного самаря­нина, упоминаемого в чтенной сегодня евангельской притче.
Самарянин был человек другой веры, другого племени, враждебного иудеям, но при виде ограбленного и израненного странника-иудея забыл племенную вражду и различие вероисповеданий и посмотрел на него как на человека, подобного се­бе: он сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил на своего осла, привез в гостини­цу и там принял участие в его положении. А на другой день, вы­езжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 30-38).
Так, слушатели, должны поступать и мы, если желаем исполнить заповедь Господа о любви к ближнему и получить Цар­ство Небесное. Случаев же для выражения любви к ближнему всегда бывает очень много.
Положим, слышим мы, и даже сейчас перед собою видим, о людях, которые вследствие пожара или другого какого насчастья лишились крова, имущества, хлеба и остались наги, босы и голодны. В другом месте, слышим мы, помирают, не оставляя никакого материального обеспечения, отец и мать большого семейства с малолетними детьми, которые, потеряв своих родителей, лишаются всего необходимого для жизни, вследствие чего им угрожает еще большая опасность, чем потерпевшим от пожара, помереть от голода и холода, если не явятся им на помощь ревнители христианского благочестия и ради Господа, из любви к ближнему не займут для них место родителей. Вот здесь-то и нужна помощь милосердного самарянина, чтобы облегчить душевные и телесные страдания этих несчастных, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам. Ибо сердце чело­века, исполненное христианской любви, само по себе сжалит­ся над несчастными, не дожидаясь со стороны их просьб, как поступил и упоминаемый в притче самарянин.
Если же мы не знаем лично этих страдальцев; о них нам сказали другие или они сами о себе, и нам не хотелось бы им благодетельствовать; то для возбуждения в себе сострадания к этим несчастным, мы всегда должны мысленно ставить себя на их место и оказывать им то же самое, чего бы мы сами пожела­ли от ближнего при подобных обстоятельствах. Ибо Господь повелел нам любить ближних как себя самих, если желаем по­лучить за то Царство Небесное, в противном же случае мы не наследуем Царствия Небесного; ибо суд без милости не ока­завшему милости (Иак. 2, 13).
Имея всегда примером милосердного самарянина, не бу­дем, братия, глухи и бесчувственны к жалостным воплям страдальцев сего мира, поможем им по мере сил наших, несомненно веруя учению Господа и помня, что он воздаст нам за то в день последнего суда Своего. Подобным людям будем благоде­тельствовать, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам, ибо представленный Господом в евангельской притче самарянин сам сжалился над ограбленным и израненным странником, как сказано в Евангелии, хотя тот и не просил его, чему должны сделать и мы, если желаем получить Царство Небесное. Аминь.
1900г.

The post Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.) в неделю 22-ю по Пятидесятнице https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-arximandrita-ioanna-krestyankina-2006g-v-nedelyu-22-yu-po-pyatidesyatnice Wed, 31 Oct 2018 06:59:15 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7910 Слово на притчу о Богаче и Лазаре Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к своему концу. Дни и часы, как тати и хищники, окрадывают и расхищают тебя, — нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению […]

The post Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.) в неделю 22-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово на притчу о Богаче и Лазаре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к своему концу.
Дни и часы, как тати и хищники, окрадывают и расхищают тебя, — нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя». Такого молитвенное размылшение преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина.
Дорогие наши! Исчезает на земле жизнь земнородных, «…и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (Пс. 48, 10). И «одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим»(Еккл. 9, 2, 3). И никто из людей не знает ни дня, ни часа, когда единственный раз в жизни он познает, вкусит таинство смерти. И таинство это — неизменяемый и непреложный глас вечности.
А звучит в мире голос вечности постоянно. И тогда, когда мы в младенчестве нашем не понимаем его, и когда в суете жизни забываем о нем, пока этот грозный посланник не напомнит нам о себе смертью близких. Осмотримся кругом: какое множество наших родственников, друзей, знакомых взято смертью. Взято и ушло в тайну, непостижимую живущими. А однажды, в неведомый для нас миг, она позовет и нас в послушание гласу вечности.
Войдет смерть и в нашу жизнь. Душу — дыхание жизни, Дух Божий, живущий в нас, — отзовет Господь к Себе, а бренное тело, оставленное душой, — «…земля еси и в землю отыдет». Один миг — и грань, отделяющая земную жизнь от тайны жизни после смерти, падет для вкусившего смерть, а живущие опять склонятся пред непостижимой тайной, и многочисленные «почему?» останутся без ответа.
Смерть! Почему она заглянула в колыбель младенца? И райской птицей упорхнула душа, только-только вошедшая в мир. Зачем во цвете лет скошена жизнь здорового, сильного и нужного на земле человека? А дряхлая, немощная старость томится в ожидании смерти, а ее все нет, и жизнь держит изнемогающую, уставшую жить душу. И обессиливает гордый человеческий ум и отступает пред тайной смерти, ибо это тайна Божия.
Но тайна ли это? «Имеяй уши слышати, да слышит»! (Мф. 13, 9).
Не Бог ли благоволил возвестить вселенной волю Свою в святых и строгих уставах вечности — блаженной для послушных и страшной для непокорных. Священным Писанием и откровением Своим, извещенным Церкви, не оставил Господь Своего создания в неведении. И как открыл Он тайну сотворения мира и тайну его конца, так и знание о жизни человеческой и конечной ее цели даровал Он человеку в назидание ко спасению от смерти.
«…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).
Грех — вот единственный действительный страх и страх ужасный, ибо «…сделанный грех рождает смерть», разрушая тело болезнью, а бессмертную душу связывая адскими узами (Иак. 1, 15). Вот тот страх, от которого остерегает нас Спаситель.
Не бойся смерти, разлучающей душу от тела, — это смерть первая. Она страшна тебе, человек, своей неизвестностью, но не она определяет твою жизнь в вечности. За ней стоит смерть вторая, вскормленная грехом, отсылающая жертву свою от Бога на продолжение жизни в муках на вечность. А жизнь земная — это только начало вечности для человека.
Не было смерти на земле при сотворении жизни, но грехом вошла в мир смерть, и в Адаме первом умирают его потомки, а в Адаме втором — во Христе — все оживут по обетованию Божию. И настанет такое время, когда смерть будет окончательно уничтожена Христом.
«…И смерти не будет уже…» — говорит Господь в Откровении, данном святому апостолу Иоанну Богослову (Откр. 21, 4). Но эта вожделенная и радостная весть о вечной жизни одновременно станет для многих и страшной вестью.
«…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29). И смерти не будет уже, но все объемлет вечная жизнь, всех объемлет воскресение. Для одних — воскресение жизни во свете Божией любви, чаемое, долгожданное, выстраданное и радостное; для других — воскресение же, но во тьме кромешной, нежеланное, нежданное, ненужное и страшное.
Божественное Писание не случайно время от времени освещает для нас жизнь человеческую во свете правды Божией. Ибо правда человеческая и правда Божия далеко отстоят друг от друга, но только правдой Божией обрящется воскресение радости живущими. Вот и в сегодняшней евангельской притче кратко, но предельно ясно, примером двух людей, изображены два пути земной жизни и два воскресения.
Лазарь и безымянный Богач — два человека, создания Божии, Промыслом Божиим незримыми узами связанные в жизни. Жизнь обоих проходит в поле зрения друг друга, но как же разнится она. «…человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). А рядом, у ног пирующего, у врат его, в струпьях лежал нищий. И пределом его желания было утолить голод крошками, падающими со стола Богача. Сколько месяцев, лет лежал он во гладе — молчит Евангелие. Молчит оно и о душевном состоянии страдальца. А взгляд Богача, взгляды пирующих с ним скользили по несчастному и разве что оскорблялись его убожеством и неуместностью пребывания его на празднике их жизни. Но не случайно лежал Лазарь. Бог привел его сюда, и он даже уйти не мог по своему желанию, так был слаб и немощен, «…и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 21).
Нищета и боль Лазаря вопияла к людям и к небу. Но не услышал Богач, не прозрел, и сердце его, утучненное земными утехами и наслаждениями, умерло для сочувствия, для сострадания, умерло прежде смерти.
Сердце умерло для Бога.
Пропасть бесчувствия, непонимания, немилосердия пролегла между этими двумя людьми и, углубляясь ежедневно в земной жизни, изрыла пропасть между ними и в вечности и стала непреодолимой.
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово», — вот когда только открылась ценность страдальческой жизни Лазаря (Лк. 16, 22). Неведомый миру, втайне от него и в великом терпении, он творил волю Божию, зарабатывая себе лишениями, болью и нищенским трудом Царство Небесное. Он и Богача звал милосердием приобщиться этому великому приобретению, но тщетно.
«…Умер и Богач, и похоронили его» — последний погребальный пир, как дань памяти былому веселию (Лк. 16, 22). И имя его предано забвению. А имя Лазаря сохранил Господь в памяти человеческой, ежегодно напоминая нам о нем Святым Евангелием в подтверждение того, что каждодневный вопль его к небу был услышан.
«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8). Лазарь — на лоне Авраамовом в блаженстве райском, Богач же — во аде.
И будучи в муках, в первый раз обнищавший Богач поднял глаза к небу и увидел праведного Авраама и с ним Лазаря, на которого он смотрел при жизни, но которого не видел. Теперь же увидел Богач правду Божию, отрицающую его земную, мелкую и своекорыстную правду, которой он жил.
Страшная минута! Прозреть только тогда, когда уже ничего нельзя изменить!
А праведный Авраам на вопль Богача о помощи так определяет беспристрастную правду жизни: «…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…» (Лк. 16, 25).
И пред лицом страшной реальности своей вечной участи в душе Богача проснулось неведомое ему доселе чувство сострадания к своим ближним, к своим пяти братьям, продолжающим на земле «блистательное пиршество» жизни без Бога. «Прошу тебя, отче, пошли его [Лазаря] в дом отца моего… пусть засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения…»
Этот вопль Богача, эту боль из вечности слышим и мы сегодня как предупреждение о грозящей всем, потерявшим в жизни своей руководство Божественным законом, опасности стать в своей духовной опустошенности жалкими невольниками греха, когда вечная ночь души будет неотвратима.
«…если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», — звучит ответ праведного Авраама, отца всех верующих (Лк. 16, 31). И в этом ответе опять заключена вся правда жизни.
Для желающих знать истину откровение Господне есть удостоверительное, неоспоримое, несомненное ее доказательство. Для погрязших же во грехе, опутанных его липкой ложью, не любящих истину и самое очевидное доказательство неубедительно.
Многие ли верят Божественному откровению, данному через пророков, многие ли покоряются Божественной истине Святого Евангелия, открытой нам и как путь жизни, и как суд над тем, как мы живем? Многие ли реально верят и в свое будущее воскресение для вечности?
Самовластно воскрес из гроба Христос, «смертию смерть поправ». Воскрес и живым ходил по земле после смерти Своей.
Воскрес Его велением в удостоверение всем живущим друг Божий Лазарь, четыре дня проведший во гробе и уже смердящий. Воскрес Лазарь и после смерти своей был епископом Китийским, а неверие долго искало убить его, не могущи никак иначе опровергнуть правду его воскресения.
Воскресла прикосновением Христа юная дочь Иаира, двенадцатилетняя отроковица, на радость близким и на смущение неверующему злу.
Воскрес Христовым состраданием несомый к могиле единственный сын вдовы Наинской. Но поверили ли в вечность те, кто шел за его гробом? Многие ли этим зримым чудом избежали печальной участи приточного Богача?
А мы, дорогие мои, имеющие пред нашим верующим взором такое облако свидетельств, не поспешим ли жизнью своей явить свою веру, ведь «…вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). Неверов же Божию откровению отошлем, да и сами последуем за ними для оживления своей веры, к одру того, кто готовится вкусить великое таинство смерти, ибо оно всегда приоткрывает и тайну будущей жизни умирающего.
«Смерть грешников люта», — говорит Писание (Пс. 33, 22). И как иллюстрация этой Божественной истины — смерть богоборца.
Умирал вольнодумец, который посеял семена лжи на Бога во многих поколениях. Умирал Вольтер, остроумно и громко осмеивавший истины веры, не допустивший к себе священника для примирения с правосудием Божиим. В страшных духовных муках он молил о помощи и свидетельствовал ту самую истину, которую всю жизнь отвергал: «…Умоляю вас, спасите меня, сохраните мою жизнь хоть на несколько месяцев, если же нет, то знайте, что я схожу во ад, куда и вы последуете за мной». Но спасение было уже невозможно, потому что его знание об аде, о вечности стало уже его достоянием.
«Блажени умирающии о Господе» (Откр. 14, 13).
Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов, знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: «Как прекрасны последние минуты… как хорошо умирать… иду ко Кресту… Христос идет… Бог идет…»
Суд Божий уже в момент смерти определил для первого загробные мучения, а для второго — загробное блаженство, и начались они уже на земле.
И нам, дорогие мои, вслушиваясь в слова откровения Божия, надо помнить, что скоро, очень скоро, пройдет для нас время человеческое и откроется вечность. И надо нам сейчас увидеть себя в своей личной, мелочной и часто корыстной правде рядом с великой Божией правдой. Увидеть и восплакать, покаянием восполняя то, что не можем мы осуществить жизнью своей, ибо помрачишася очи наши и окаменеша сердца.
И теперь, в преддверии вечности, осознав, что душа наша прилепишася земле, и дух стелется в дольнем, осознаем и то, что только покаяние приподнимет нас от земли.
Запомним же, други наши, такой явный и простой вывод из сегодняшней евангельской притчи. Жить нам, дорогие мои, предстоит вечно. Запомним и то, что ни богатство, ни бедность, ни болезни сами по себе и не губят нас, и не спасают, но обращение душ наших от земли к небу, к Богу, и любовью Божией к людям — вот то, что, несомненно, ходатайствует человеку вечную радость.
Богат ли ты — спасайся милосердием, сострадательностью и смиренной щедродательностью, богатей в Бога. Беден ли и болен — спасайся терпением и покорной кротостью пред Божиим изволением. Ищи не своего, но Божиего и пользы тех, кого Господь поставляет на твоем жизненном пути. У Бога нет неправды, нет ничего случайного, и каждый человек на нашем жизненном пути есть наш путеводитель в Жизнь Вечную, только надо понять, чем мы можем быть для него полезны. Не заключим сердце свое немилосердием и жестокостью, ибо только это может заключить от нас вожделенный светлый рай.
Стремись желанием туда, где цветет юность без старости, жизнь без смерти, радость без скорби, сладость без горечи, всякое благо без малейшего зла.
Помни час смертный и суд нелицеприятного Владыки. Аминь.
24 октября (6 ноября) 1994 года

The post Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.) в неделю 22-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Поучение протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) на Успенский пост. https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/pouchenie-protoiereya-valentina-mordasova-1998g-na-uspenskij-post Fri, 10 Aug 2018 09:48:54 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7885 Пост уменьшает силу греха, живущего в нас Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Наступил Успенский пост. Он нужен и полезен. Постом обуздывается грех, отгоня­ются бесы. Пост и молитва делают человека небесным, радуют Ангелов. Посвятим Бо­гу пост, усилим молитву, победим страсти, примиримся с обидчиками. Богомыслием, чтением, воздержанием, причащением по­служим Богу. Пост телесный без духовного […]

The post Поучение протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) на Успенский пост. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Пост уменьшает силу греха, живущего в нас
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Наступил Успенский пост. Он нужен и полезен. Постом обуздывается грех, отгоня­ются бесы. Пост и молитва делают человека небесным, радуют Ангелов. Посвятим Бо­гу пост, усилим молитву, победим страсти, примиримся с обидчиками. Богомыслием, чтением, воздержанием, причащением по­служим Богу. Пост телесный без духовного не полезен. Вся забота должна быть в воз­держании от зла, обуздании гнева, языка. Постараемся научиться снисходительности, беззлобию. Очень полезно посетить больных, примириться со всеми.
Не завидуя счастливому, соедини с любо­вью к ближнему сокрушение о грехе, покай­ся. Весело и радостно встречай пост. Внимай себе, постись со смирением. После еды надо ощущать умеренный голод. Кто ест вволю, изысканно, тот не постится. Постись гла­зами, языком, слухом, ходи чаще в храм, внимай своим мыслям, словам. Пост и вни­мание — это оружие, разящее злобу; это — ­колесница на Небо, умилостивление Госпо­да. Безумен постящийся телесно, но не воз­держивающийся в злобе. Прости обиды, не помни зла, обращай внимание на свои грехи, а не на чужие. Уничтожай дурные привычки. Берегись измерять пост воздержанием от пищи! Диавол тоже не ест. Владея желуд­ком, владей языком. Хлеб и вода никому не вредны. Кто не в силах поститься, возмещай духовным деланием. Цель поста — частое причащение Христовых Таин. Сам Господь постился! Пост уменьшает силу греха, жи­вущего в теле. Постом мы доказываем, что больше любим Бога, чем плоть. Пост — это пища для души. Потом не забудь спросить себя, чему научил тебя этот пост? Аминь.

The post Поучение протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) на Успенский пост. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>