проповеди - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Thu, 18 Jul 2019 09:21:15 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-igumena-nikona-vorobeva-1963g-v-nedelyu-po-bogoyavleniyu-i-sobor-sv-ioanna-krestitelya Wed, 16 Jan 2019 12:02:40 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7933 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!   Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? — к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие». Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг […]

The post Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? — к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие»Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того, чтобы он подготовил людей покаянием к принятию Его — Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти на землю. Ибо нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Господа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.
 
Апостол говорит: «Все мы много согрешаем». Кто следит за собой, тот может сказать искренно, от всего сердца, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами, — постоянно мы во грехах. Для того же, чтобы очистить себя от грехов, есть одно только средство — это веровать в Господа Иисуса Христа и обращаться к Нему от всего сердца с просьбой, молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях».
 
И за искренне покаяние, когда человек сознает свои грехи, не оправдывается никакими обстоятельствами, а себя считает только виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что он своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, — когда это сознает человек и обратится с молитвой и с просьбой к Господу, тогда Господь прощает его.
 
Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит грех, каждый грех душе человеческой.
Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение, которые видели душу человеческую, — утверждают, что душа грешного человека вся изранена, вся находится в грязных пятнах, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. И есть только одно средство очистить душу — это искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умолять Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.
 
Вот и Сам Господь и Иоанн Предтеча, потом и Апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: прости меня, сознаю, что я виновен, грешен. И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
 
Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне грешному».
 
Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как только искренним покаянием. Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне грешному», прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое. Аминь.
 

The post Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/propoved-protoiereya-valentina-svencickogo-1931g-v-nedelyu-svyatyx-praotec-za-liturgiej Mon, 24 Dec 2018 10:53:46 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7927 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Мы все — званые православные христиане. Не только в Крещении призывает нас Го­сподь — Он зовет нас в течение всей нашей жиз­ни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремле­ние к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью — это Господь зовет […]

The post Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Мы все — званые православные христиане.
Не только в Крещении призывает нас Го­сподь — Он зовет нас в течение всей нашей жиз­ни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремле­ние к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью — это Господь зовет нас на Свой пир.
Когда в нашем сердце доброе движение к тому, чтобы совершить какой-либо хороший по­ступок, сделать что-либо не для себя, а для дру­гого, — это Господь призывает нас на Свой пир.
Когда посещают нас телесные немощи и мы начинаем просматривать свою жизнь и как-то по-иному относиться к ней — это Господь нас зо­вет к Себе.
И когда скорби, несчастья житейские посе­щают нас — все это зов Господа.
Каждое евангельское слово — это зов Спаси­теля на пир, каждое молитвенное воздыхание, каждое молитвенное слово, которое нам остави­ли святые отцы и подвижники, научающие нас молиться, — все это зов Спасителя.
Но что же мешает нам слышать его? Что делает таким нечутким слух нашего сердца?
«Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 18-20).
«Имея мя отречена»… Кто перечислит все от­говорки человека, лишь бы только уклониться ему от Божественного пира?
У каждого своя земля, у каждого своя воля, а все вместе — пустые дела земные, которые все оставит здесь человек с последним своим вздохом.
Но что же променял человек на это? Что за пир? Или нам дана только откровение о Нем, но не дано удостоверения, свидетельства и за­лога?
Этот пир, на который зовет нас Господь наш, Домовладыка, и которым мы пренебрегаем, есть ли только обещание и слово о вечном блажен­стве и Царствии Божием? Разве здесь еще, в пределах нашего земного бытия, нам уже не ви­дятся черты этого таинственного Божественно­го пира вечного Царствия Божия, нашего спасе­ния?
Разве здесь, в нашей собственной душе, ког­да мы переживаем самое лучшее, самое светлое в жизни нашей, нам не открывается грядущий пир для званых и избранных?
А Божественная литургия?
Ведь в Божественной литургии содержится все, что нам дается в обетовании о жизни буду­щей. Здесь как бы прикровенно, втайне, но так ощутительно сердцем, является тот Господь, Царь Славы (ср.: Пс. 23, 7), в близости к Которому и будет заключаться Царство Небесное.
Или здесь нам не сослужат Ангелы? Или здесь нам не открывается безмерная любовь Бо­жия, Его милосердие? Или здесь мы не созерца­ем Божественной Жертвы за мир? Или здесь не прозревают очи наши нетления и воскресения? Или здесь, за Божественной литургией, не ви­дится нам вечная жизнь? Или мы здесь не при­нимаем в наше сердце Господа и сами не отдаем­ся Ему?
Молитва, Божественные песнопения, Ан­гельские лики, весь сонм святых, вся Церковь Божия, Сам Господь наш Иисус Христос — вот что есть Божественная литургия!
Чуда, данное нам, недостойнейшим! Это есть пир Господень, начинающийся еще здесь, на зем­ле.
Да сподобит нас Господь быть не только зва­ными на него, но и избранными.
Аминь.
25 декабря 1927 г.

The post Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-prepodobnogo-iustina-popovicha-arximandrita-chelijskogo-1978g-na-preobrazhenie-gospodne Wed, 15 Aug 2018 09:02:15 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7889 Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига […]

The post Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне.

преподобный Иустин Попович

преподобный Иустин Попович

Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом.
Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества. Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари…
На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления. Спасителево преображение есть «бездна неприступного света» (Пр. Иоанн Дамаскин), света, который изобильно излился на Фаворе, и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело.
Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы…
Богочеловеческое есть одновременно и общее человеческое, ибо как Богочеловек Господь Христос охватывает весь род человеческий. Потому Его преображение имеет всеобщее значение. Вселенское чувство Церкви полно им: преобразившись на Фаворе, Спаситель сделал так, что естество человеческое, почерневшее от греха, снова заблистало, превратив его в славу Своего Божества. Своим преображением Господь открыл от века сокровенную тайну и показал тайну и вечную славу естества человеческого. Из-за ипостасного единства тела с Богом Логосом тело совершенно обогатилось славой невидимого Божества, ибо одна и та же слава Логоса и тела. Эта слава была невидимо присуща видимому телу Спасителя, а в момент преображения явилась ученикам. Спаситель преобразился, не добавляя Себе нечто, чего Он не имел, но проявляя то, что Он имел в Себе. Ибо одно Солнце правды, один Христос в двух нераздельно соединенных естествах.
Какая-то огромная божественная сила пронизала чудесным образом человеческое естество в момент преображения Спасителя. Состаревшееся и почерневшее в грехах человеческое естество вошло в таинственный процесс преображения и обожения, потому что его целиком охватил Фаворский свет Христова Божества: облекшись во всего Адама, Христос почерневшее издревле естество человеческое просветил, преобразив его, и обожил преображением Своего тела. Своим чудесным воплощением и славным преображением Господь обожил человеческое естество. Своим преображением Господь изменил человеческое естество, к которому некогда были обращены слова: Земля еси, и въ землю отидеши (Быт 3, 19). В день Преображения Спасителя мы славим обожение человеческого естества, изменение его на лучшее, его естественное возвышение и переход в сверхъестественное. Это Спаситель соделал Своим Божеством…
Своим преображением благий Господь преобразил образ Божий в человеке, и он заблистал в своем изначальном, божественном сиянии и красоте. Ибо смысл и цель преображения Богочеловека — вернуть человека и все человеческое к образу Божию как сущности человеческого существа; снять греховный налет с богообразной души человеческой; восстановить богообразность естества человеческого в его чарующей безгрешной красоте и всю жизнь человека подчинить богообразной сущности и силе как богоданному началу, которым самым надежным образом обеспечивается вечность. Обновленный преображением Спасителя, образ Божий в человеке засиял как солнце, а тело — как свет. В своей прасущности богообразная душа человека есть далекий отблеск божественного света, света, который в полном блеске воссиял на Фаворе сквозь пресвятое тело Богочеловека Христа. Преображением Своим Господь показал, что смысл и ценность, и нетленная божественная красота тела, вещества, материи — исполниться божественным светом, лучиться им, жить им, ибо свет есть синоним жизни и бессмертия, как тьма — синоним смерти и тления.
Искаженный и изуродованный грехом образ Божий в человеке Спаситель обливает божественным светом при Своем преображении и восстанавливает его красоту и доброту. При сотворении человека из земли, говорит святой Дамаскин, Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, соделал его жителем Едема и другом Ангелов. Но поскольку мы подобие божественного образа помрачили и замутили тиной страсти милосердный Господь предложил нам другой способ Своего общения с нами, намного чудеснее и надежнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, он принял участие в горшемъ, т.е. в человеческом естестве, обоготворил в Себе человеческое естество, соединил Оригинал с образом, и в нем показал на Преображение Свою собственную красоту. И сияло лицо Его как солнце, ибо по ипостаси соединено с невещественным светом, и из него блистает Солнце правды.
По неизмеримому человеколюбию Своему Бог Творец, взяв на Себя образ раба, спасает при преображении Своем этот образ от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем. Будучи светом мира, Господь чудесным образом всегда присущ в мире светом Своим, но на Фаворе Он показал в изобилии этот Свой свет, которым Он спасает мир от греха. Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Господь Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, коим Он и спасает естество человеческое.
Преображение Спасителя есть источник неиссякающей преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, почему мы и поем чудесному Спасителю: Преображается тварь ясно Твоимъ преображенiемъ, Христе.

The post Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово схи-архимандрита Авраама (Рейдмана) в неделю 11-ю по Пятидесятнице https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-sxi-arximandrita-avraama-rejdmana-v-nedelyu-11-yu-po-pyatidesyatnice Wed, 08 Aug 2018 06:29:41 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7883 О необходимости от сердца прощать ближних (Евангелие от Матфея, 77 зачало, глава 18, стихи 23-35) Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Мф. 18, 23). Конечно, Царство Небесное невозможно изобразить в нескольких словах. Поэтому Спаситель, говоря о нем различными притчами, изображал в них лишь ту или иную его сторону. Под […]

The post Слово схи-архимандрита Авраама (Рейдмана) в неделю 11-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
О необходимости от сердца прощать ближних
(Евангелие от Матфея, 77 зачало, глава 18, стихи 23-35)
Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Мф. 18, 23). Конечно, Царство Небесное невозможно изобразить в нескольких словах. Поэтому Спаситель, говоря о нем различными притчами, изображал в них лишь ту или иную его сторону. Под Царством Небесным могут подразумеваться как те благодатные переживания, которые будут испытывать люди в будущей жизни, так и — в широком смысле — то, что необходимо, чтобы приобрести Царство Небесное, войти в него. Сегодняшняя притча говорит именно о том, что должен делать человек, чтобы стяжать Царство Небесное и затем не потерять, удержать его.
«Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (ст. 24). Конечно же, под царем подразумевается Господь, а под тем человеком, который был приведен к Нему, — любой из нас, потому что все мы являемся должниками Богу. Так много мы Ему должны, настолько велик этот долг, что отдать его для нас невозможно. Бывают в жизни такие ситуации, когда отдать долг, может быть, и сравнительно небольшой совершенно немыслимо, потому что мы бедны и не имеем денег вообще или же именно в данном случае. Вот Спаситель и приводит такой пример — долг «в десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (ст. 25). Что имеется в виду под всем имуществом и семьей? Все, чем мы обладаем в этой жизни. Мы лишаемся всего, если только не можем воздать Господу этот долг. Но как мы его воздадим? Нет у нас такой возможности, и тогда нам остается делать то, что делал раб в притче. «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (ст. 26-27). Раб умолил своего господина о прощении. Если бы и мы могли умолить Господа, чтобы Он простил наш бесконечный долг перед Ним, который мы не можем отдать, но можем только ожидать прощения. И никто, даже самый великий угодник Божий, не вправе сказать о себе, что он отдал свой долг. И о величайшем святом не может так сказать ни один человек, если он православный. Все мы просили и просим у Бога прощения, начиная от преподобного Серафима Саровского и кончая самым обыкновенным прихожанином сельской церкви. Никому никогда не удастся отдать свой долг. Как мы можем это сделать, если и мы сами приведены Богом в бытие из небытия, и наша жизнь со всем, что мы имеем и чем мы желаем послужить Богу, также дарована Им?
«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (ст. 28). Господь в этой притче изобразил то, что часто бывает с нами: получив прощение от Бога, мы не желаем или, как нам кажется, не можем простить долги наших ближних, будь это члены нашей семьи, случайные прохожие или наши сотрудники — люди, с которыми мы общаемся. Мы не можем им простить тех нравственных долгов, которые они перед нами имеют: обид, оскорблений, ненависти. Возможно, мы считаем, что они должны нам чем-то послужить, как-то отблагодарить нас или нравственно нам обязаны, как, допустим, дети считают, что родители им обязаны, а родители то же самое думают про своих детей. Когда мы встречаемся с кажущейся несправедливостью, то забываем, что Бог только что отпустил нам совершенно неоплатный долг и мы, в свою очередь, должны были бы на радостях все всем простить. Если бы даже мы собрали все эти долги со своих должников, то они не покрыли бы и малой части того безграничного долга, который мы имеем пред Богом. Поэтому, прощенные в великом, мы должны были бы и все мелочи простить. Но мы об этом забываем даже после усердной и пламенной молитвы. Окончив молитву, почувствовав в душе прощение грехов, прощение нравственного долга перед Богом, мы тут же начинаем раздражаться на тех, с кем сталкиваемся, и благодатное состояние от нас отходит, мы теряем его.
«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (ст. 29). Конечно, это притча и в жизни не бывает точно так, как здесь изображено. Не всегда человек, которого мы считаем своим нравственным должником, просит и умоляет нас о прощении. Иногда он даже и не подозревает, что мы считаем его таким. И хотя нравственная справедливость, само естественное чувство — все взывает к нашей совести, мы не хотим прощать. Если не можем отомстить этому человеку на деле, то в душе своей его всячески казним и мучаем. Внутренне мы были бы рады, если бы было возможно, посадить его в темницу, пока он не отдаст долга.
«Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее» (ст. 31). Кого Евангелие называет товарищами? Конечно, Бог знает все безо всякого доклада, но мы можем предположить, что это Ангелы, а возможно, и сама действительность, реальные факты взывают к Богу, к Его справедливому суду. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (ст. 32-33). С помощью такого яркого образа Господь Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы мы прощали своих должников если не из чувства милосердия, то хотя бы руководствуясь здравым смыслом. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст. 33-34). Эти истязатели — демоны. Как в этой жизни они истязают нас и всячески уничижают через действие страстей, так и в будущей жизни будут истязать и мучить человека. Но наш долг Богу мы никогда не отдадим. Сказанное здесь «пока не отдаст ему всего долга» значит, что практически этот человек лишился всякой надежды на благополучный исход, потому что вернуть долг никому из нас невозможно. Либо мы будем прощены, либо, если справедливость восторжествует, нам придется вечно отдавать свой долг, то есть вечно страдать.
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Итак, мы должны простить нашему брату, но простить не просто на словах, а от сердца. В Священном Писании о сердце многократно говорится как о глубоко сокровенной сущности человека, где он бывает самим собой. Если человек не простит от сердца — значит, он вообще не простит. Если человек не смирится сердцем — значит, он вовсе не смирится. Если человек не очистил свое сердце — значит, весь он не чист. Поэтому нужно простить от сердца. Не только не делать никакого зла нашему обидчику или должнику, в каком бы виде этот долг нам ни представлялся, но и очистить наше сердце от чувства неприязни к ближнему. Ведь Бог требует от нас не только того, чтобы мы никому не делали зла, но и в особенности того, чтобы мы ни к кому не испытывали злобы.
Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит. Но если мы очистим свое сердце, если в нем не будет никакой неприязни ни к кому, то тогда мы не сможем, даже если бы и захотели, причинить ближнему зло, доставить ему неприятность, как-либо досадить. Поэтому Господь и призывает, чтобы мы простили нашим братьям. Простили им от сердца, а не только на словах или даже на деле. Итак, после того как мы помолимся Богу, прося Его о прощении наших грехов, и почувствуем в душе облегчение, когда благодать Божия коснется нашего сердца и мы уйдем после молитвы просветленные и очищенные душой, — будем внимательны. Будем помнить прежде всего, что нужно беречь себя от всякой неприязни по отношению к тому, с кем мы соприкасаемся, будь то наш родственник или совершенно случайный человек. И не забудем, что признак настоящей молитвы и истинного прощения грехов — это расположение к ближним. В противном случае можно усомниться, действительно ли Бог простил нам грехи. Если после молитвы мы ощущаем не просто некоторое облегчение на сердце, но оборачиваясь лицом от Бога к людям, бываем с ними приветливы, чувствуем снисхождение к ним, желание помочь — одним словом, испытываем к ним любовь, то это и есть признак того, что Бог простил или прощает наши грехи.
16 августа 1998 года

The post Слово схи-архимандрита Авраама (Рейдмана) в неделю 11-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Беседа протоиерея Родиона Путятина (+1869г.) в неделю 10-ю по Пятидесятнице https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/beseda-protoiereya-rodiona-putyatina-1869g-v-nedelyu-10-yu-po-pyatidesyatnice Thu, 02 Aug 2018 05:34:00 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7879 «Хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 13). 
      Слушатели-христиане! Что надобно делать тогда, когда нас кто-нибудь обидит или оскорбит? Гневаться в таком случае вредно — вредно и для души, вредно и для здоровья; платить обидой за обиду еще вреднее; забыть обиду вдруг хотя и всего лучше, но это очень трудно. Итак, что же надобно […]

The post Беседа протоиерея Родиона Путятина (+1869г.) в неделю 10-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
прот. Родион Путятин

прот. Родион Путятин

«Хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 13). 
     

Слушатели-христиане! Что надобно делать тогда, когда нас кто-нибудь обидит или оскорбит? Гневаться в таком случае вредно — вредно и для души, вредно и для здоровья; платить обидой за обиду еще вреднее; забыть обиду вдруг хотя и всего лучше, но это очень трудно. Итак, что же надобно делать? Так как случаи, в которых мы можем оскорбляться, очень нередки, то небесполезно нам знать то средство, к которому должно прибегать в таковых случаях. 
     
Апостолы, когда проповедовали Евангелие, встречали много оскорблений: их оскорбляли на земле и на море, оскорбляли в городах и пустынях, оскорбляли свои и чужие, везде и все их оскорбляли. Что же они делали? В чем находили утешение? В молитве хулят нас, писал апостол Павел к коринфянам, мы молим. Итак, слушатель благочестивый, когда кто тебя оскорбит или обидит, то ты тотчас спеши в уединенное место и там в молитве открой Богу скорбь твою и печаль твою Ему возвести. Душа твоя тогда успокоится, волнение сердца утихнет и обида пройдет со слезами, как солнечный зной проходит с появлением дождя. И простые слезы, в оскорблении проливаемые, много облегчают душу, но гораздо прочнее и больше облегчения могут доставить слезы молитвенные. О чем же тогда молиться? Конечно, не о том, чтобы Бог мстил за тебя оскорбившему, потому что этим оскорбишь только Бога. Молись о том, чтобы Бог дал тебе силы перенести и забыть оскорбление, и ты легко перенесешь его. 
     
Итак, слушатель благочестивый, при всяком оскорблении и при всякой обиде делай то, что делали апостолы, — молись. Аминь.

The post Беседа протоиерея Родиона Путятина (+1869г.) в неделю 10-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>