церковь - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Sun, 04 Jun 2017 21:02:31 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 День Святого Духа https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/den-svyatogo-duxa Sun, 04 Jun 2017 21:02:12 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=2786 В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Празднуя день Святого Духа, мы должны помнить, что каждый из нас получил […]

The post День Святого Духа first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог

Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Празднуя день Святого Духа, мы должны помнить, что каждый из нас получил Его благодатные дары в таинстве Крещения и приумножил их через другие церковные Таинства и священнодействия. Спасительные дары и действия Святого Духа различны (1 Кор. 12, 4-6).

Первое Его действие, по слову святителя Феофана Затворника, — это «оживление души», оживление нашей закостенелости, недовольство своей нравственной дряхлостью.

При таком воздействии Духа Божия человек стремится вырвать из своего сердца корни гордыни, победить себялюбие, уничтожить в себе всё скверное, нечистое, освободиться от грехов, пороков и страстей. Дух Святой просвещает ум верующего, согревает его сердце, даёт новое духовное направление всем его силам и способностям.

Даром Духа Божия является также духовная крепость. Никакая добрая мысль или благое желание не останется бессильным. Вспомним, какими были апостолы до сошествия на них Духа Святого и какими стали после этого? Боязливые и слабоверные, они не выдержали даже первых испытаний: как только Божественный Учитель был взят в Гефсиманском саду, они бежали, а когда увидели Христа распятым и погребенным, были готовы впасть в отчаяние.

Они не сразу поверили и вести о Воскресении Христа, хотя были предупреждены об этом Самим Спасителем. Но как изменились, можно сказать, переродились они в день сошествия Святого Духа! Они стали людьми крепкой, пламенной веры, чрезвычайной смелости, неутомимой ревности в благовестии слова Христова.

Велики и спасительны плоды Духа Святого. Легка и радостна жизнь со Святым Духом. Но Его благодать не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да и после получения она может остаться бесплодной или даже совсем угаснуть, если люди не возгревают её стремлением к добру, к святости, не следуют её внушениям, а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предостерегая от этого, святой апостол Павел говорит: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5,19), «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4,30).

Что же нужно делать, чтобы не угасить Духа Божия, а возгреть Его в себе? Нужно избегать всякого греха, удаляться от всего порочного, отвращаться от всего оскверняющего душу. Святые отцы учат, что стяжать Духа Божия мы можем чтением, слушанием слова Божия с искренним намерением жить согласно ему.

Слово Божие дышит особой благодатью, ведь это откровение, дело Духа Святого. Важным средством для стяжания Духа Божия служит молитва искренняя и смиренная. Молитва – это золотой ключ, открывающий нам все сокровища Божественной благодати. «Есть молитва — есть и Дух Божий, — говорит святитель Феофан Затворник. — Нет молитвы – нет и Духа Божия».

Будем же возгревать в себе Духа Всесвятого, стремиться быть достойным Его жилищем. Будем призывать Его благодатную помощь на всех путях нашей жизни, и Он будет с нами, ведь для этого Он и сошёл на нас во святом Крещении и продолжает сходить в других Таинствах святой Церкви.

Новозаветная Пятидесятница — день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков

Новозаветная Пятидесятница — день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков

Восходя к Своим Страданиям, Христос на Тайной Вечери говорил апостолам: «Не оставлю вас сирыми, пошлю вам иного Утешителя, Который от Отца исходит, Духа истины, Егоже мир не может принять. Когда придет к вам Дух истины, Он наставит вас на всякую истину и Он напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 16—18).

Это обещание исполнилось именно в Пятидесятницу — на десятый день после Вознесения Христова, на пятидесятый день после Воскресения Его, когда ученики приняли сошедшую на них силу Святого Духа и явилось Царство Божие, пришедшее в силе, о котором столько раз говорил Христос во время Своей земной жизни. Явилось то Царство, которое они могли принимать и вкушать, и быть причастниками его, и составлять Церковь Христову. Потому и называется этот день — днем рождения Церкви Христовой во Святой Троице, в Духе Святом.

И Церковь обладает всеми сокровищами Духа Святого. Она преисполнена этой новою жизнью. Ее сравнивают с кораблем, кормчим которого является Дух Святой; с кораблем, плывущим среди бушующих волн житейского моря и спасающим от потопления всех, кого несет на себе. А плывет он к спасительным вечным берегам, где жизнь Преестественной Пребожественной Троицы, которая нам отныне принадлежит.

Этот праздник святой Иоанн Златоуст называет столицею праздников, самым завершающим, конечным из всех праздников. Велико и славно Рождество Христово и «праздников праздник» — Воскресение Господне. Но без Пятидесятницы, без сошествия Духа Святого этих событий для нас не существует, мы не можем быть им причастны, они для нас бесполезны.

В этот день Дух Святой завершает домостроительство нашего спасения, как говорят святые отцы, то есть спасение от греха, от проклятия и смерти. В этом участвуют все Лица Пресвятой Троицы, и Она открывается нам в творении мира и человека. Духом Святым мы узнаем Иисуса Христа — Сына Божия и Его Воскресение. Духом Святым открывается нам Отец наш Небесный, и мы вместе со Христом воспеваем молитву «Отче наш», обращаясь к Нему.

По словам святого Феофана Затворника, то, что Отец благоволит, что Сын Божий исполнил, то Дух Святой, снисшедши, усвоил всем истинно верующим в Господа. Потому что спасение наше, как говорит святой апостол Петр, «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 2). Потому мы и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и обещаем Господу хранить все, что Он заповедал нам.

Без благодати Духа Святого не живет ни один человек, ничего не существует, все бы рассыпалось. Без той благодати, которую сугубо открывает нам Господь в день Пятидесятницы, рождая Церковь Свою, мы бы не знали, что такое жизнь вечная. Весь смысл нашего существования в том, чтобы мы стали новым творением, чтобы произошло таинственное возрождение, и мы бы узнали о тайне обожения. О том, что Бог стал человеком, чтобы человек по дару Божию мог стать причастным Ему на самом деле, стать богом по благодати.

Это возможно только в Церкви — в Церкви истинной, а не где-либо еще. Не там, где какая-нибудь человеческая организация, каковых множество развелось во всем мире и в нашей стране, называет себя Церковью христианской и, украшаясь этим именем, хочет оттеснить Православие и похитить овец Христовых. Только в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы, которой Духом Святым открываются тайны веры и сила жизни по заповеди Божией, возможно настоящее спасение. А все, что по человеческому домыслу, по каким-то соображениям, по своему вкусу создано, не может спасать человека, не может дать ему то, что один Бог дает. То, что делает нас новыми, святыми, Богу принадлежащими людьми — христианами.

Наша принадлежность истинной Церкви, где действует Дух Святой, разумеется, не должна быть внешней, формальной. Всем своим естеством мы должны воспринимать то, что Церковь нам заповедует: участвовать во всех таинствах, которые совершаются Духом Святым и приобщают нас Христу, всей Его жизни, соединяют нас с Отцом Небесным. Если мы только формально и внешне принадлежим Церкви Божией, то это послужит нам в горшее осуждение. Потому что, имея такие великие дары, мы не воспользовались, пренебрегли ими.

Для нас не сокрыто, и всем сейчас становится очевидно, что в мире идет страшная борьба против Церкви Христовой за души человеческие. Смысл и содержание всей истории — это борьба против христианской культуры, христианской государственности, против Церкви Христовой. Враги Церкви стараются «обессолить» ее, лишить ее благодати Духа Святого.

Чтобы она стала как одно из человеческих сообществ, которые обладают своими достоинствами, своею глубиною и красотою, но которые не имеют силы Божественной. Эта борьба стала особенно острой в последнее время, особенно после крушения православной России, которое совершили враги христианства, чтобы исполнить до конца свой коварный замысел. Мы видим это и в революции 1917 года, и сейчас, после второй волны — революции наших дней, оскверняющей и разрушающей жизнь во всех ее проявлениях.

И в Православной Церкви мы можем наблюдать опасные симптомы, предвещающие угрозу для вечного нашего спасения. Вольнодумство, своеволие, модернизм, либерализм все более приводят поместные Православные Церкви к так называемому экуменизму. Мы видим это стремление соединиться с другими церквами, которые именуют себя так, но не имеют полноты истины. Единство на самом деле может быть дано только Духом Святым. Каждый из нас может ощущать настоящее единство с другим человеком и со всеми людьми только тогда, когда касается его сердца благодать Святого Духа.

День Святого Духа

День Святого Духа

Господь говорит: «Да будут все едино. Как Отец во Мне и Я во Отце, так будут все едины» (Ин. 17, 21). А когда это стремление направлено к чисто внешнему единению без единомыслия и единодушия, заповеданного нам Святым Евангелием, то получается единство, которое не в Боге, а в ком-то другом, кто хочет крепко соединить всех в себе, подчинить своему влиянию и противостоять истинной Церкви.

Там, где колеблются догматы веры, где идет покушение на нравственные устои Церкви и основанные на них святые каноны, там явно действие врагов Христовых, как бы они себя ни называли и в какую бы одежду они ни рядились. Для этого и нужно им разрушить истинное Православие, чтобы убрать единственное препятствие на пути воцарения лжехриста — антихриста.

В праздник Пресвятой Троицы, в день сошествия Святого Духа, мы должны быть особенно внимательными. Да, Господь говорит: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Но мы знаем из истории Церкви, что они не раз одолевали и одолевают отдельные христианские общества и многих, мнящих быть столпами Церкви. Это происходит, когда они отходят от единства Церкви, когда нет у них единомыслия, единодушия с тем, что открывает Дух Святой Церкви Соборной и Апостольской.

В день Пресвятой Троицы каждый из нас да сознает, что только личным причастием Духу Святому можем мы отличать всякое заблуждение от истины. Только таким покаянием, такою жизнью, которая соответствует всему, чему учил Господь, можем мы устоять благодатно в истине. В наше страшное время, когда предаются поруганию святыни, когда жизнь оскверняется во всех ее сторонах, когда столько скорби в душах, любящих Господа, от торжества нечестия в мире, мы как никогда нуждаемся в помощи и благодатном утешении. Помолимся Господу нашему, чтобы нам получить от Него это утешение в истинной Его Церкви, храня верность ей и молясь неустанно, и сегодня особенно, молитвой: «Прииди, Утешителю благий, и спаси ны». Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

The post День Святого Духа first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Архиепископ Никодим: «Сохранить духовное наследие Луганщины — наша главная миссия» https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/arxiepiskop-nikodim-soxranit-duxovnoe-nasledie-luganshhiny-nasha-glavnaya-missiya Mon, 15 May 2017 13:09:28 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7730 Как Северодонецкая епархия отмечает свое 10-летие, значима ли эта дата для общества и благодаря чему достигается взаимопонимание Церкви и власти на Луганщине. Об этом накануне своего Дня рождения рассказал Высокопреосвященнейший Никодим, архиепископ Северодонецкий и Старобельский. Владыка, сегодня о 10-летии Северодонецкой епархии многие говорят, пишут и даже показывают, поскольку уже прошло немало мероприятий. Почему так важно […]

The post Архиепископ Никодим: «Сохранить духовное наследие Луганщины — наша главная миссия» first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Высокопреосвященнейший Никодим, архиепископ Северодонецкий и Старобельский

Высокопреосвященнейший Никодим, архиепископ Северодонецкий и Старобельский

Как Северодонецкая епархия отмечает свое 10-летие, значима ли эта дата для общества и благодаря чему достигается взаимопонимание Церкви и власти на Луганщине. Об этом накануне своего Дня рождения рассказал Высокопреосвященнейший Никодим, архиепископ Северодонецкий и Старобельский.

Владыка, сегодня о 10-летии Северодонецкой епархии многие говорят, пишут и даже показывают, поскольку уже прошло немало мероприятий. Почему так важно вызвать интерес общества к этой дате?

Дело даже не в самой дате, а в том пути развития Украинской Православной Церкви здесь, у нас на Луганщине. По некоторым историческим сведениям, православие в нашем крае зародилось еще в конце XVII века. С тех пор Церковь пережила разные времена, в том числе множество гонений. Но вера и духовная жизнь вопреки всему остались крепкими. Сохранить это наследие — наша главная задача, как служителей Церкви Христовой.

Создание Северодонецко-Старобельской епархии — такая же часть истории. И, дай Бог, чтобы она была долгой и славной. Во многом это зависит от общества. Но, к сожалению, сегодня уровень его духовного развития не так высок, и в этом наша миссия — быть ближе к людям, помогать на пути ко спасению.

Поэтому ряд мероприятий, посвященных 10-летию епархии, был проведен, так сказать, вне церковных стен?

В первую очередь поэтому! Православная культура в принципе не может ограничиваться стенами соборов, храмов и монастырей. Наше население в своем большинстве — люди православные. Им интересны концерты духовной музыки, которые мы проводим в епархии. К 10-летию была подготовлена особая торжественная программа.Немалый интерес у жителей области вызвала выставка старинных икон «Духовное наследие Луганщины», которую увидят во всех городах и районных центрах епархии. Также много тематических встреч и лекций по истории православия в нашем крае священнослужители провели для молодежи. Как строились храмы и монастыри, о житии угодников Божиих и священстве — обо всем этом подрастающему поколению так же важно знать, как и об истории светской.

Еще одно большое событие, посвященное 10-летию епархии, состоится 11 июня. Это будет Божественная литургия в Христо-Рождественском кафедральном соборе г. Северодонецка. Планируется также приезд архиереев, ранее возглавлявших Северодонецкую кафедру.

Образ Пресвятой Богородицы Песчанская

Духовной поддержкой для верующих стала Песчанская икона Божией Матери, которая Крестным ходом прошла по храмам и монастырям Северодонецкой епархии. Это событие также было приурочено к дате?

Возможность приложиться к святыне и помолиться для верующих — это особая милость Божия и Его Пречистой Матери, это великая радость. Вот мы и постарались подарить такую радость нашим прихожанам. Песчанская икона Божией Матери прибыла из Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Изюм Харьковской области. История ее обретения удивительна, как и чудесные исцеления, совершающиеся у чудотворного образа Песчанской Божией Матери. Братия монастыря, которая сопровождала икону, рассказала, что и в Северодонецке произошел случай исцеления от онкологического заболевания. Об этом в своем письме владыке Изюмскому и Купянскому Елисею написала женщина. Мы благодарны владыке Елисею за ту благодать, которую получили верующие нашей епархии через Песчанскую икону Божией Матери.

За время Вашего пребывания на Северодонецкой кафедре сотрудничество Церкви и светской власти стало весьма заметным. О чем это говорит?

О том, что нам удалось наладить диалог, по крайней мере, в нашей епархии. Так и должно быть в цивилизованном культурном обществе. Тем более сейчас, когда на востоке Украины идет вооруженное противостояние. Важно объединять усилия для установления мира и сохранять мир религиозный. Я особо благодарен руководителю Луганской области Юрию Григорьевичу Гарбузу за то, что он уделяет немало внимания сохранению межконфессионального понимания. Мы неоднократно встречались с ним за круглым столом, на официальных мероприятиях, и мне приятно отметить, что его уважение к православной вере и культуре чрезвычайно велико. Для руководителя такого высокого уровня христианские добродетели — это источник мудрости и силы.

Владыка, 15 мая вы отмечаете свой День рождения. Как Вы его проведете?

Для православного христианина День рождения — еще один повод поблагодарить Господа за великий дар жизни и просить Его наставить на путь истинный. Этот день нужно провести не только с радостью, но и с молитвой. Я помолюсь о своих родителях, о духовенстве и боголюбивой пастве ввереной мне Северодонецкой епархии, и о скорейшем наступлении мира на нашей земле. Полезно в День рождения задуматься о пройденном пути, о своих ошибках и о достойном приготовлении к вечности. Именно для этого нам дана жизнь земная, и мы должны прожить ее достойно.

Подготовил иеромонах Мелетий (Шаповалов)

по материалам: официального сайта Северодонецкой епархии

The post Архиепископ Никодим: «Сохранить духовное наследие Луганщины — наша главная миссия» first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Избрание на Патриарший престол Русской Церкви святителя Тихона https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/izbranie-na-patriarshij-prestol-russkoj-cerkvi-svyatitelya-tixona Tue, 18 Nov 2014 09:44:16 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=4622 «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. […]

The post Избрание на Патриарший престол Русской Церкви святителя Тихона first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918)

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918)

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Последние слова Патриарха Тихона

Интервью с Патриархом Тихоном:
«Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного»

Опубликовано в газете «Фонарь» в январе 1918 года.

Тихий опрятный переулок в стороне от шумного, грязного, муравьино-суетливого центра… Монастырская арка-ворота в обширный спокойный двор… Типичные монастырские здания и службы по сторонам – и в глубине теремчатый фасад небольшого особняка…

Это – Троицкое подворье, местопребывание в Москве Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона.

Со смешанным чувством волнения, благоговения и надежды на разрешение мучительных вопросов подходил я к приветливому белому терему.

Здесь живет и трудится в меру старческих своих сил тот, по чьему священному кличу все, что еще осталось в замученной, растерзанной стране честного, стойкого, со смертельной скорбью взирающего на безудержное разложение заживо когда-то могучей родины, – призывается стать на последний бой, под святыми знаменами – хоругвями поруганной и униженной Православной Церкви…

На бой с русскими же людьми, или надевшими русскую маску, – людьми, озверевшими от дешевых побед над своими же братьями, осатаневшими от безмерной гордой уверенности в своем праве навязывать окровавленными руками почти добитой жертве – России свои полубезумные бредни о новом распорядке всего государственного строя, экономике, просвещении и, наконец… религии…

Да, религии православной – единственного и последнего самобытного национального сокровища. Последнего еще оставшегося неограбленным у этого стихийно-расколыхавшегося серого народного моря…

* * *

Какой мир, благообразие… и чистота в патриарших покоях! Подчеркиваю: чистота. Потому что по этой физической опрятности и порядку у скольких стосковалась душа при виде загаженности и заплеванности всего, где только волей судеб расположился «товарищ».

Ждать мне пришлось недолго. Посетителей Владыки по делам было много, и все из духовенства, сановитого и важного, – и, может быть, мой единственный скромный офицерский мундир среди темных ряс способствовал тому, что меня приняли не в очередь.

Секретарь предупредил меня, однако, что Владыка не располагает свободным временем: он спешит за заседание и может мне уделить только несколько минут.

Но для меня были слишком дороги и эти несколько минут…

* * *

Обаятельное впечатление производит Патриарх своей простотой обращения, доступностью и задушевной мягкостью тона.

Он еще бодр и жив в своих движениях, несмотря на свой очень преклонный возраст. Проницательные и глубокие глаза его часто загораются огнем воодушевления, невольно передающегося и собеседнику.

Подойдя под благословение, я поцеловал ему руку и ощутил ответный поцелуй его в голову. Сев сам и указав мне место возле, он с неторопливым вопросом в глазах посмотрел на меня.

Я сидел и невольно прислушивался к отдаленному стройному монашескому хору, доносившемуся из церкви при покоях Владыки. Смягченный расстоянием, хор звучал так печально, строго, так настраивал к предстоящей беседе с Патриархом.

* * *

Святитель Тихон

Святитель Тихон

Взволнованный и смущенный такой близостью к главе Всероссийской Церкви, сидящему против меня в белом патриаршем клобуке с бриллиантовым крестом на нем и драгоценной панагией на груди, – я приступил к беседе с ним по поводу его обращения ко всей его православной пастве в России.

С глубокой скорбью и горечью отозвавшись о кровавых событиях на родине, Владыка подчеркнул печальное положение Церкви.

С уничтожением патриаршества при Петре Великом, по его словам, индифферентизм религиозный проник почти во все слои населения. Церковь как бы замерла, но не умерла. Искра веры никогда не потухала и порой вспыхивала ярким пламенем. Гонение на Церковь пробуждает теперь религиозное сознание масс. Последние события в Петрограде и других городах являются этому убедительным примером. Разве не слышим мы отовсюду горячих уверений в верности и преданности Церкви со стороны духовенства и мирян?

Я вспомнил тут об одном священнике, сказавшем, что скорее даст убить себя, чем позволит унести из храма священные сосуды; вспомнил о расстрелянном матросами в Симферополе отце Углянском.

Как о примере озверения Патриарх высказался о бессмысленном убийстве протоиерея Скипетрова.

* * *

– Да, – продолжал Владыка, – настало, наконец, время, когда Церковь возвышает свой голос, когда больше не может она оставаться равнодушной при виде всего, что творится на несчастной родине. Теперь она возрождается к новой жизни и к борьбе…

Выступление ее отнюдь не политическое, а только моральное. «Изымите злое от вас самех» – по выражению Священного Писания. Отлучение состоит в том, что Церковь отметает от себя явных убийц и грабителей мирян и осквернителей и посягателей на достояние храмов. Миряне же поддерживают в этом Церковь, прерывая общение с отлученными.

Пусть отец и мать откажутся от такого сына, братья и сестры – от такого брата, и пусть родные и знакомые отвернутся от него, как от прокаженного.

– А по отношению к лицам, облеченным властью, если они будут подлежать отлучению?

– Мы не призываем к бунту, – был ответ, – к бунту против власти, но только к борьбе против ее уродливых и преступных порождений. Власть может быть монархической или республиканской, кадетской или большевистской, но не должна она безнаказанно вызывать подобных беспримерных потрясений и разложения нравственных основ.

* * *

– Отделение Церкви от государства? Да это легче провести на бумаге, чем в сердце. Ведь в России, как никак, 110 миллионов только православного населения, и сколько из них за или против отделения – неизвестно…

Хотят отнять у Церкви ее имущество, драгоценную утварь. Но ведь все это не столько достояние Церкви, сколько пожертвовавшего его народа. Мы всегда готовы расстаться с этим, только бы знать, в чьи руки оно попадет.

И чего хотят этим достигнуть?

– Пусть сегодня все это будет отобрано, завтра же польется снова поток пожертвований. Ведь это так ясно: если делают драгоценные подарки любимому человеку, то как воспретить верующему приносить драгоценные дары святому святых его души – Церкви.

– Как, Ваше Святейшество, смотрите Вы на отмену преподавания во всех школах Закона Божия?

– Искренне удивляюсь. Авторы декретов не замечают противоречия с провозглашаемой ими свободой совести. Пусть они веруют во что хотят, но пусть и другим дадут возможность веровать по-своему. Да вот, я был в Америке: там во всех школах нет преподавания Закона Божия, но по субботам учащимся предоставляется возможность сообразно вероисповеданию, к которому они принадлежат, получать образование по этому предмету.

* * *

Тут я вспомнил поразившую меня газетную заметку.

– Ваше Святейшество, в лекции комиссара по вероисповедательным делам Шпицберга было сказано, что после свержения царя и буржуазии предстоит последний поход – против Бога. В этой же лекции говорилось, что скоро ожидается декрет о закрытии церквей, причастие Святых Таин называется колдовством, а священные сосуды – конечно, золотые или серебряные – орудие этого колдовства, почему они и подлежат отобранию.

Патриарх пожал плечами.

– Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного.

* * *

Беседа перешла на предстоящие заседания Церковного Всероссийского Собора.

– Еще Николай II боялся созыва Собора, – заметил Владыка, – боялся, как бы власть Патриарха не затмила самодержавие. Но Патриарх избран, и теперь ближайшая задача Собора – организация свободной Церкви, которая представляется таким образом: во главе Патриарх; около него Совет епископов с компетенцией по богословским и каноническим вопросам; затем приход, состоящий из клира и выборного состава мирян. К этой третьей инстанции, то есть приходу, перейдет компетенция прежних старост и настоятелей.

– Ваше мнение, Владыка, об участии старообрядцев в защите Церкви. Ведь они издавна были испытанными ревнителями веры.

– Вот именно, – оживился Патриарх, – об этом будет также поднят вопрос в ближайшем заседании Собора.

Через комнату прошел секретарь. Патриарх встал, как бы давая понять, что аудиенция окончена. Он, видимо, торопился.

– Вы русский человек, – сказал он в заключение, – мне понятно, что вы должны разделять скорбное недоумение всех истинно верующих. Но не падайте духом. Поверьте мне, что угар скоро пройдет и уже проходит. Я знаю русский народ.

Пусть в последних событиях некоторые рабочие и матросы вели себя кощунственно. Но вот же вам в смутные ноябрьские дни характерная черта: солдаты, громившие Кремль, подходили ко мне под благословение, когда я вошел на крыльцо во время обстрела. Все это наносное. Я был на позиции и знаю, как солдат слепо исполняет приказание начальства. Так было и здесь. – Последние слова Патриарх говорил, любезно провожая меня к двери.

Беседа была окончена. Я вторично подошел под благословение и опять на поцелуй его руки получил ответный поцелуй в голову.

Выходя из патриарших покоев, я живо ощутил в душе своей веяние нового, свежего чувства, чувства бодрой уверенности в близком торжестве Церкви.

Пусть злоба и ненависть отравляют души; пусть рушатся одна за другой все основы общественности и государственности – все сметенное и разбитое воспрянет и окрепнет вокруг Церкви. Она одна вынесет бестрепетно все удары врагов Христовых и устоит в этой страшной борьбе.

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Вот последнее устройство человеческого общества – через Церковь, с верховным Главой ее Христом.

Коровин 23 января 1918 года Фонарь. М., 1918. № 14. 29 января

Журнал Московской Патриархии, май 2005 г.

ПАТРИАРХУ ТИХОНУ
Тропарь, глас 1

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избраннаго, / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенныя чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани, / и мир Божий людям испроси.

Иной тропарь, глас 3

В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак, глас 2

Тихостию нрава украшен, / кротость и милосердие кающимся являяй, / во исповедании Православныя веры и любве ко Господу / тверд и непреклонен пребыл еси, / святителю Христов Тихоне. / Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, / яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Иной кондак, глас 5

Служение твое исполнено стоном и горем, / священномучениче Тихоне, патриарше наш, / но был еси правило веры и образ кротости, / побеждаяй распри и разделения, / силою смирения и любви Христовой / противостал еси злобе сатанинской, / возглавил еси доброе воинство новых мучеников, / Церковь Русскую утвердивших навеки.

The post Избрание на Патриарший престол Русской Церкви святителя Тихона first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Преподобный Нестор Летописец. Связь времён https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/svyaz-svyatyx-ne-znavshix-drug-druga Fri, 08 Nov 2013 12:39:11 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=3276 Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям ХХI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры […]

The post Преподобный Нестор Летописец. Связь времён first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Нестор Летописец

Нестор Летописец

Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям ХХI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал.

Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками…

Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни.

И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями.

Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец — XI начало XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси.

Невольно видишь перед собой келью, с горящей на столе свечей и согбенного над пергаментными свитками старца, выводящего гусиным пером слова: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Одного этого знания о творце мирового шедевра было бы достаточным, чтобы имя Нестора вошло в историю, но ведь он был еще и монахом — молитвенником и духовным делателем.

Преподобный Нестор летописец

Преподобный Нестор летописец

Знаменитое изгнание беса из будущего святителя Новгородского Никиты, которое вместе с иными киево-печерскими старцами совершил преподобный Нестор есть подтверждение его духовного опыта, а также прямое свидетельство для сегодняшних любителей экзорцизма, что чин этот, в народе «отчиткой» называемый есть удел только опытных монахов в сане священном находящихся, а не доморощенных священников, обремененных семейными и приходскими заботами.

Но все же главная заслуга преподобного — возвеличивание истинного знания, которое в соединении с любовью к Богу и покаянием приносит мудрость житейскую и уверенность в вере и спасении. Нестор-летописец не только древний писатель из трудов которого мы имеем и житие преподобного Феодосия и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», но и горячий проповедник книги как таковой. Вчитайтесь в эти слова старца: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость».

Разве не современны и злободневны эти мысли в день нынешний, когда книга стала заменяться бездушными интернет-смайликами, а само чтение ограничивается лишь «чириканием» (Twitter) c запасом слов от Эллочки-людоедки? Разве не ответ это современным гносеомахам от православия, доказывающим, что книжная мудрость есть удел лишь избранных и проповедующих принцип Скалозуба: «И чтобы зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь»?

Да и действительно, на какие бы источники опирались наши знаменитые историки Соловьев, Ключевский или Карташев, не будь под рукою Богом сохраненных текстов «Повести временных лет»? Именно преподобный Нестор дал нам историческое знание и приоткрыл тайны давних столетий. Его труд и сегодня является примером того, каких высот может достичь человек, если в нем сочетаются Богом данные таланты и духовное делание.

Несомненно, продолжением подвига Нестора-летописца стала и жизнь иного преподобного, подвизавшегося в Почаевском монастыре, на четыре сотни лет позже.

Иов Почаевский

Иов Почаевский

Иов Почаевский

В XVI веке юго-запад Руси — место постоянных столкновений идей, мировоззрений, земных политических и экономических страстей. Если во времена Нестора-летописца главная беда — междоусобица, то при преподобном Иове — экспансия католицизма на исконно русские земли и преступная уния.

Казалось бы разные эпохи, иные проблемы, да и местность другая. Но полистайте внимательно житие преподобного Иова, не уделяйте главное внимание лишь пещерке старца, хотя без нее трудно осмыслить подвиги подвижника.

Иов Почаевский (или как он сам себя любил называть «Иоанн Железо») был великим молитвенником. Есть свидетельство его ученика прп. Досифея. Вот, что он рассказывает: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением». Также из воспоминаний современников известно, что почаевский подвижник был делателем умной молитвы, непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго».

Наряду с сугубо монашескими подвигами, преподобный Иов Почаевский не только любит книгу и знания, но и сам активно способствует, чтобы эта любовь была у каждого, кто определяет себя, как православный.

Он создает Почаевскую типографию и много пишет в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Ее переиздали 1889 году под заглавием «Почаевская Пчела».

Сегодня надобно вспомнить и типографию преп. Иова Почаевского, которая из дальней Америки хоть как-то удовлетворяла наш духовный голод во времена атеизма. Без небесного благословения преподобного старца почаевского ее бы не существовало.

Паисий Величковский

Эта взаимосвязь подвижников веры, считавших, что книжная мудрость и знания для любящих Христа обязательны и необходимы, особенно ярко раскрылась в житии архимандрита Нямецкого монастыря, преподобного Паисия Величковского.

Паисий Величковский

Паисий Величковский

Наиболее близкое к нам время. Заканчивается век дворцовых переворотов, образуется империи, но не прекращается духовная борьба добра со злом. Ереси, нестроения и уловки лукавого становятся более изощренными, они проникают не только в умы прихожан, но и в оплоты веры православной — монастыри.

Преподобный Паисий, в конце XVIII века, стал источником откуда вышла великая плеяда русских старцев.

После монашеских лет на Афоне Паисий не только последователь «умного делания», но и активным строитель монастырей, которые действуют по чину и уставам свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого Устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, сочетаемое с непрестанным рукоделием.

Живя в Нямецком монастыре, преподобный преумножает его многократно. В обители подвизаются в молитве и трудах около 10 тысяч иноков. И здесь, как у Нестора-летописца и Иова Почаевского путь спасения и познания Христа лежит не только в молитвенных подвигах, но и в знаниях.

Переводы Паисия Величковского с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многие другие.

Паисий Величковский возрождает на Руси, после преподобного Сергия Радонежского, школу старчества, которая в XIX веке расцветает в Глинской и Оптиной пустынях и имеет продолжение в день нынешний.

Три подвижника в земле нашей просиявших. Преподобные монахи, каждый из которых светлая спасительная грань православной веры.

Параскева Пятница

Параскева Пятница

Параскева Пятница

И как здесь сочетать многомудрых старцев с мученицей Параскевой Пятницей, которую столь любит наш народ и почитание пронизывает всю историю христианской Церкви, начиная с III века?

Ее подвиг и страдания — удел мучеников за веру первых веков христианства. Но задумайтесь, разве лишь ради собственного спасения претерпела мучения и отсечение главы святая дева?

Ведь озлобила она своих гонителей, прежде всего, тем, что несла свет истины простому народу, который пребывал в состоянии темного язычества и поклонялся идолам.

Понимая и исповедуя слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». (Ин.14:6), святая Параскева Пятница «образовывала» рядом с ней живущих, то есть возвращала им образ Божий.

А разве не этим же занимались преподобные Нестор, Иов и Паисий?

История нашей веры украшена многочисленными свидетельствами и подвижниками, она многогранна и бесконечно познаваема, но есть в ней главное — Господь, который в каждом Своём подвижнике даёт маленький штришок Самого Себя, отражает Свою непостижимость в главном Своем творении — человеке.

Именно поэтому века и расстояния здесь бессильны.

The post Преподобный Нестор Летописец. Связь времён first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
По слову князя. Дмитровская родительская суббота https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/po-slovu-knyazya-dmitrovskaya-roditelskaya-subbota Fri, 01 Nov 2013 12:05:18 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=4557 В субботу перед днем св. Димитрия Солунского (26 октября (8 ноября)) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г., в Русской Православной Церкви установлен день особого всецерковного поминовения усопших. Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев […]

The post По слову князя. Дмитровская родительская суббота first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Иноки Пересвет и Ослябля

Иноки Пересвет и Ослябля

В субботу перед днем св. Димитрия Солунского (26 октября (8 ноября)) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г., в Русской Православной Церкви установлен день особого всецерковного поминовения усопших. Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.»

Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир!

Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: «Димитриевская».

Легендарный монах воин инок Александр Пересвет. Худ. Сергей Ефошкин

Легендарный монах воин инок Александр Пересвет. Худ. Сергей Ефошкин

Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

В субботу перед днем св. Димитрия Солунского (26 октября (8 ноября)) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г., в Русской Православной Церкви установлен день особого всецерковного поминовения усопших. Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход.

Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.»

Битва Пересвета и Челубея. Худ. Васнецов

Битва Пересвета и Челубея. Худ. Васнецов

Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской».

Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

«По слову князя»

князь Дмитрий Донской

Князь Дмитрий Донской

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере. 

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу. Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение.

По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала   она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением   ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

…110 тысяч

Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в   тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. 8 сентября 1380 г . подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Долг памяти

Благоверный князь Димитрий Донской. Мемориал

Благоверный князь Димитрий Донской. Мемориал

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов.

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках. Современный вид храм приобрел на рубеже XVI—XVII вв. Он был построен на кладке прежней деревянной церкви XIV в.

А в 1386 г . мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. О месте его первоначального размещения единого мнения нет: согласно одной из версий, первоначально он был основан в Кремле и назывался монастырем «что на рве» и простоял до 1484 г .; по другой – был основан на нынешнем месте, на левом берегу Неглинной, неподалеку от Трубной площади.

Есть свидетельства о том, что монастырь возвели по княжескому указу. Первыми его насельницами стали вдовы русских ополченцев. В нем нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле.

Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным. Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» — так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды   на милосердие Божие.

Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. После изгнания из России остатков наполеоновской армии, в Димитровскую субботу, Церковь молилась и о воинах, «за веру, царя и отечество живот свой положивших» в годы отечественной войны   1812 – 1815 гг.

Также призывала Она милость Божию на всех погибших православных христиан в годы Крымской войны. В царствование Александра III поминались и русские солдаты, отдавшие жизнь ради освобождения братьев по вере на Балканах. Звуки соборной молитвы не утихали в Димитровскую субботу и во времена Первой мировой и Великой отечественной.

Мария Дегтярева

The post По слову князя. Дмитровская родительская суббота first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>