Богородица - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Mon, 18 Jul 2022 12:58:28 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 Владимирская икона Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/vladimirskaya-ikona-presvyatoj-bogorodicy-2 Thu, 02 Jun 2022 20:20:46 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=4142 Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы […]

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы.

Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Сама икона Владимирская Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Владимирская икона Божией Матери – главная и самая чтимая из всех русских икон. На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. В Киев из Константинополя образ был доставлен около 1131 г. и помещен в женский Вышгородский монастырь под Киевом.

Особое почитание этой чудотворной иконы Богородицы началось при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (ок. 1110–1174). В 1149 году сын великого князя Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, стал удельным князем города Вышгорода.

В 1155 году князь Андрей Юрьевич без согласия отца решил покинуть свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Князь был человеком боголюбивым, и потому стал он расспрашивать об иконах, которые мог бы взять с собою в дорогу.

Тут ему и рассказали об иконе Пресвятой Богородицы из Вышгородского монастыря, которая до того уже трижды сходила с места: впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди храма, то поставили на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и потому поставили в алтарь; в третий раз видели ее, стоявшую вновь отдельно вне престола. Услышав о таких чудесах, князь Андрей Юрьевич пришел в церковь и, узрев икону, полюбил ее всем сердцем.

В молитве перед иконой, он смиренно просил Богородицу быть заступницей и посетить «новопросвещенных людей» в Ростово-Суздальских землях, которых князь полностью отдает под власть Богородицы.

«Да будут все в Твоей воле», — такими словами закончил он свою молитву. А когда отправился князь в Ростово-Суздальское княжество, то икону из Вышгородского монастыря взял с собою.

По мере продвижения в ростово-суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждался в правоте своего выбора, доказательством чего послужили многочисленные чудеса, совершенные иконой по дороге. А главным чудом стало явление князю Божией Матери.

Татарскому хану также было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Тогда татары в страхе бежали и столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Иной кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим.

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Иверская икона Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/akafist-presvyatoj-bogorodice-v-chest-chudotvornoj-ikony-iverskoj Tue, 24 Oct 2017 21:27:28 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=1335 Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам […]

The post Иверская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.

При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы.

Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.

После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.

Так повторялось трижды, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.»

Собрав всю свою братию, сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы

«И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»

13 октября (26 октября по нов.ст.) 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город.

Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994-го Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены.

25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города. Много лет уже она хранит монашескую обитель от бушующего в мире зла и ненависти, а сердца иноков от греха и козней диавольских.

Помолимся, чтобы и для нас она стала Хранительницей. Чтобы помогала нам приглядывать за воротами души нашей, ведь «у дверей грех лежит» (Быт.4:7), он влечет нас и стремится проникнуть внутрь и ужалить смертельным ядом. Как же нам не молиться и не прибегать к благодатной защите Царицы Небесной, ограждающей всех, с верою к Ней прибегающих. Не оставь нас, Пресвятая Дево!

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая!

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля). Празднование Фев. 12; Окт. 13 и во вторник Светлой седмицы.

Проповедь за Литургией на праздник Иверской иконы Божией Матери

Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице – древнейшей иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия приняла в XVII веке освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припеваем: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!» Особенно понятны сегодня эти слова нам грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению, по действию лукавого, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни – Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, служению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.

Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом предстательстве за род наш, но денно нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, почитая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать.

Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру – вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую – получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства страстям.

В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, полагают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уязвляют друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчуждаются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола.

Пресвятая Богородица никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекается в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не оставлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце хотя бы и не желая того неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорчается, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.

Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.

Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы когонибудь огорчили, уязвили, поранили чьето самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством – и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

“В немногих словах, — говорит ветхозаветный пророк, — совершается спасение наше.” Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы сердцем – право веровать в Господа Вседержителя, устами – исповедывать тайну Боговоплощения, делами – свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему.

Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким образом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.

Пресвятая Богородице, спаси нас! 

ИВЕРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 1

Дерзость ненавидящих образ Господень / и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, / и посланнии безчеловечно вдовицу, / благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют, / но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: / слава Тебе, Чистая, / яко непроходимое море плещи своя подаде, / слава правошествию Твоему, едина Нетленная.

Иной тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, / о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней. / Тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, / от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, / но явилася есть хранительница Афона / и вратарница обители Иверския, враги устрашающая / и в православней Российстей стране / чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Иной кондак, глас 4

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, / обоя весело торжествующе вопием: / сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем, с верою притекающим.

Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы ИВЕРСКОЙ

кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит. Тем же Радуйся, Еюже Евангелие благовестится;
Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится;
Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится;
Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.
Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание;
Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение;
Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога;
Радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая;
Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия;
Радуйся, Еюже невернии познают Творца;
Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 2

Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко Раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

икос 2

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя
Господь, управи шествие Твое к горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием:
Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием;
Радуйся, низложившая тамо идолов; Радуйся, насадившая тамо веру истинную;
Радуйся, неверие отгнавшая; Радуйся, в жребий Себе гору сию избравшая;
Радуйся, благодать сему месту обещавшая.
Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ;
Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения.
Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем;
Радуйся, всех врагов их устрашение.
Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая;
Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 3

Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

икос 3

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают:
Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую;
Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову.
Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая;
Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры.
Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая;
Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая.
Радуйся, Евфимия златословесная уста;
Радуйся, Торникия непобедимая крепосте.
Радуйся, всех благочестивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение.
Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения;
Радуйся, вечный покой им уготовляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

икос 4

Видеша иноцы Святыя горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней:
Радуйся, Купино, законоположником предзримая;
Радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.
Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог;
Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо.
Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце.
Радуйся, Свет Неизреченный родившая;
Радуйся, еже како ни единаго же научившая.
Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней;
Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая.
Радуйся, светлосте, во тьме светящая;
Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 5

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати,
преподобному Гавриилу: иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими
икону Мою. Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

икос 5

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат
монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая:
Радуйся, святую икону дати нам изволившая;
Радуйся, покров ея быти нам обещавшая.
Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая;
Радуйся, благое о ней промышление явившая.
Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение.
Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение.
Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице.
Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 6

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице:
не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз Хранительница ваша не токмо в
настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

икос 6

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней
Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако:
Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце;
Радуйся, Предстательнице наша в будущем;
Радуйся, страху Божию нас научающая,
Радуйся, на путь добродетели наставляющая;
Радуйся, дерзновение наше и надеждо; Радуйся, упование наше и покров;
Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая;
Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая.
Радуйся, святую икону залогом милости давшая;
Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.
Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая;
Радуйся, всему благому вход отверзающая;
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 7

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное,
разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия; И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.

икос 7

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина,
муки и елея восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи,
слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе:
Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая;
Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя;
Радуйся, не презирающая моления нашего;
Радуйся, обещания Своего не отступающая.
Радуйся, скорбь обители в радость
претворяющая;
Радуйся, оскудение обители восполняющая.
Радуйся, слепых прозрение;
Радуйся, хромых хождение;
Радуйся, всех немощных Целительнице;
Радуйся, всех скорбных Утешительнице;
Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас;
Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас;
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 8

Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение
чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

икос 8

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати,
якоже древле преподобному Антонию даровася благословение горы Афонския на
утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти:
Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака;
Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе;
Радуйся, ересей и расколов обличение.
Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая;
Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая.
Радуйся, врагов устрашение;
Радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало;
Радуйся, иноков Наставнице.
Радуйся, всего рода нашего спасение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 9

Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы,
сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает доску, на ней же имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти:
Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый;
Радуйся, всякия милости Подательнице.
Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу;
Радуйся, промышления Его о нас сокровище.
Радуйся, сущим в бедах прибежище;
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати.
Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение;
Радуйся, грешников к покаянию воззвание.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати,
неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе,
скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от
иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

икос 10

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим;
ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей,
научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе:
Радуйся, девства сосуде избранный;
Радуйся, чистейший образе целомудрия.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения;
Радуйся, Невесто Неневестная.
Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая;
Радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице;
Радуйся, прилоги врага отражающая.
Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая;
Радуйся, помыслы очищающая.
Радуйся, земныя сласти презирати научающая;
Радуйся, к горнему умы и сердца направляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней:
Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение;
Радуйся, в печалех быстрое услышание.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая;
Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая.
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая;
Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.
Радуйся, язв душевных и телесных врачевание;
Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая.
Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.
Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая;
Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и
заступлением.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 12

Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком,
прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание,
дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея:
Аллилуиа.

икос 12

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною
иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием ти:
Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая;
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая.
Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая;
Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.
Радуйся, мытарств горьких избавление;
Радуйся, от власти князя воздушнаго свобождение.
Радуйся, грехов наших непоминовение;
Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни.
Радуйся, уповающим на тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго,
слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою
вселяющая;
Радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 13

О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице!
Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы
пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Тропарь, глас 4:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней;
тако и мою немощь посети и душу мою помилуй,
Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Молитва ко Пресвятей Богородице

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли!
Вонми многоболезненному воздыханию душ наших,
призри с высоты святыя Твоея на нас,
с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии,
взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами,
приносим смиренная моления наша.
Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения,
токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!
Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас,
заблуждающихся уврачуй и спаси безнадежных,
даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити,
подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего
явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя,
яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу.
Аминь.

The post Иверская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Благовещение Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/blagoveshhenie-presvyatoj-bogorodicy Thu, 06 Apr 2017 18:40:43 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=2476 Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы. Но вместе с этим, воплощение […]

The post Благовещение Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы.

Но вместе с этим, воплощение Сына Божия — есть дело человеческой свободы: св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.

И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине потрясающая: явление архангела, и это его приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего», — не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери; Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, хотя и несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: «Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем ты можешь это доказать? Какое заверение ты мне можешь дать?»

Божия Матерь ставит вопрос только так: «Как это может случиться со мной — я же дева?» И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии: «Се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему»… Именно в этот момент произошло Сошествие Духа Святого и зачался Христос во чреве Марии.

Благовещение. 1670. Максимов

Благовещение. 1670. Максимов

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому.

И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — т.е. непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа».

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная; такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом…

Отцы говорят: Пролей кровь и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот оно благовестие: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

БЛАГОВЕЩЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление: /
Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. /
Темже и мы с ним Богородице возопиим: /
радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, /
благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, /
но, яко имущая державу непобедимую, /
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: /
радуйся, Невесто Неневестная.

The post Благовещение Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Начало нашего искупления https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/nachalo-nashego-iskupleniya Thu, 06 Apr 2017 18:00:35 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=3773 (Евангелие от Луки, 3 зачало, глава I, стихи 24-38) Повествование о Благовещении Евангелие начинает с упоминания о том, что праведная Елисавета чудесным образом в старости зачала пророка Иоанна Крестителя. Пошел уже шестой месяц с тех пор, как совершилось это необыкновенное событие, подобное тому чуду, которое в древности произошло с праведными Авраамом и Саррой. «В шестой […]

The post Начало нашего искупления first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Благовещение Пресвятой Девы Марии. Собор Софии Киевской

Благовещение Пресвятой Девы Марии. Собор Софии Киевской

(Евангелие от Луки, 3 зачало, глава I, стихи 24-38)

Повествование о Благовещении Евангелие начинает с упоминания о том, что праведная Елисавета чудесным образом в старости зачала пророка Иоанна Крестителя. Пошел уже шестой месяц с тех пор, как совершилось это необыкновенное событие, подобное тому чуду, которое в древности произошло с праведными Авраамом и Саррой. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (ст. 26–27).

Предание Иерусалимской Церкви указывает два места Благовещения – первого и второго явления Ангела Деве Марии. Первое место – источник, на который Она обычно ходила. Он был расположен в отдалении, и Богородица посещала именно этот источник, чтобы не сталкиваться и не общаться с другими женщинами и, таким образом, не предаваться пустословию и не рассеиваться.

И вот Архангел Гавриил сначала явился Ей у этого источника (в Евангелии эта подробность опущена, возможно, ради краткости), и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (ст. 28).

Божия Матерь была поражена этим видением – не явлением Ангела, потому что, во время Ее пребывания в храме Господнем в Иерусалиме они являлись Ей, как повествуют святые отцы, ежедневно и приносили небесную пищу, но его обращению: «Радуйся, Благодатная». Как совершенно смиренный человек, Божия Матерь не понимала, почему Она должна выделяться среди других людей и почему Она, давшая обет девства, благословенна среди жен. Может быть, Она догадывалась, что выражение «благословенна между женами» должно относиться к женщинам, благословленным плодом чрева – детьми, и сочла слова «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» чересчур многозначительными. Конечно, Господь пребывает со всяким угождающим Ему человеком, но здесь, вместе со словами «благословенна Ты между женами», приветствие «Господь с Тобою» звучало как-то особенно. Смущенная этим, как Ей казалось, неподходящим для Нее приветствием, – ибо смирение не принимает никакой похвалы, – Она пребывала в некотором раздумии.

Набрав воду в источнике, Дева вернулась в дом праведного Иосифа. Этот дом сохранился до наших дней – он находится под кровлей огромного католического храма, выстроенного в современном стиле (в древности все святыни Палестины принадлежали православным грекам, но после различных исторических бедствий некоторые святые места стали принадлежать другим конфессиям). В доме Ангел вновь явился Пресвятой Деве и объяснил, почему Она благословенна среди жен и что означает это необыкновенное выражение «Господь с Тобою». «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (ст. 30–33).

Божия Матерь не усомнилась в том, что в мир должен прийти Мессия, что Он сын Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки, но Ее смутило только одно: что матерью Христа должна стать Она. Она не предполагала, что в Ее судьбе должно произойти какое-то изменение, и не желала отказываться от того обета, какой дала Богу, пребывая во Святая Святых: служить только Ему Единому молитвой и не помышлять ни о чем земном, ни о каком величии, славе или чести. Она желала в безызвестности и уединении непрестанно молиться о спасении израильского народа и всего человечества, о пришествии в мир Спасителя, ибо Она понимала, что только Христос может спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). И потому высказанное Ею сомнение выражало недоумение лишь в отношении этого. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (ст. 34).

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (ст. 35–37). Что означают слова «рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»? «Наречется» – не значит, что просто назовется, как мы иногда называем вещь или человека тем или иным произвольным именем. Например, родители желают дать ребенку имя, и одни члены семьи хотят назвать его Сергеем, другие – Александром. Но ни одно из этих имен не имеет существенного отношения к тому, что человек собой представляет, от присвоения имени в нем ничего не изменится, и оно дается, скорее, для удобства или для утешения родителям. Здесь же имя соответствует сущности Рождаемого. «Наречется Сыном Божиим» – значит истинно наречется, ибо Он воистину будет Сыном Божиим, родившимся чудесным образом по наитию Святого Духа, силой Вышнего.

Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын Божий, согласно Предвечному Совету, бывшему еще прежде сотворения мира и человека, должен был в определенное время сойти с небес, облечься в человеческую природу, явиться как человек. Преподобный Иоанн Дамаскин дерзновенно и возвышенно говорит, что в зачатии Божественного Младенца Девой Ипостась Сына Божия была вместо мужеского семени. Таким образом, в одной Ипостаси соединились две природы: человеческая, которая была взята от Пресвятой Богородицы, и Божественная, естественно соединенная с Ипостасью Сына Божия. Благодаря этому священному зачатию, подобного которому никогда не было и не будет, в Господе Иисусе Христе не было никакого греха, передающегося через обыкновенное человеческое зачатие. Человеческая природа в Господе Иисусе Христе была совершенной в том смысле, что имела всю полноту человеческого естества: ум, душу, тело, обычные человеческие свойства, действие, волю – все, кроме греха. Однако при этом она не обладала собственной человеческой ипостасью, или, говоря современным языком, не имела своей личности. В Иисусе Христе было две природы со всеми их свойствами, но личность одна – Личность предвечного Сына Божия.

Божественная природа в Господе Иисусе Христе по Его воплощении не могла потерять ни одного из своих свойств. Говоря, что Бог сошел на землю, мы лишь снисходим к нашему человеческому ограниченному разуму, ибо Бог вездесущ. Говоря «сошел на землю», мы выражаем то, что Он был невидим для нас, пребывая в неких далеких духовных пространствах, ныне же явился как человек. Он сохранил все Свои Божеские свойства: всеведение, бессмертие, вездесущие, благость и прочие, ведомые и неведомые нам. Сын Божий воспринял на Себя наше человеческое естество, подобно тому как берут на плечи раненого или больного человека, желая спасти его от неминуемой гибели, и несут в дом, чтобы там исцелить. Соединившись с нами, Господь Иисус Христос поднял на Божественные рамена заимствованную Им от Девы Марии человеческую природу и вознес ее к Богу Отцу. Он освятил все, что было осквернено грехопадением: и ум, и душу, и тело, и все человеческие свойства, – потому что если бы осталось в человеке что-то вне этого Божественного восприятия, то оно и не было бы очищено и искуплено.

С события Благовещения началось дело нашего спасения. То, что было обещано Еве в утешение после того, как наши прародители согрешили преслушанием, потеряли благодать и лишились общения с Богом, совершилось в воспоминаемый нами сегодня день. Некогда Еве были сказаны необыкновенные, непонятные, даже странные слова: «Семя жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3, 15). Как понять «семя жены», если семя может быть только у мужа и в древних библейских родословиях происхождение людей всегда указывалось именно по мужской линии? Но это необыкновенное событие, предсказанное в глубочайшей древности, действительно произошло. «Семя жены» должно было попрать «главу змия» – дьявола. «Семя жены» – потому что не было семени мужа, ибо Дева Мария зачала без мужа. Она зачала чудесным образом, что и зачатием нельзя назвать в том смысле слова, в каком все мы его понимаем.

Господь наш Иисус Христос Своим преславным рождеством, а затем всей Своей жизнью, в особенности проповедью и страданиями на Кресте, искупил человеческое естество. Поскольку оно было безыпостасным, воипостазированным в Ипостась Сына Божия, то таким образом был искуплен не какой-то отдельный человек Иисус, но вся человеческая природа. Каждый из нас обладает природой, выделенной, если можно так выразиться, собственно ему, и вообще наша природа существует в конкретных ипостасях, или личностях. Поэтому нельзя сказать, что есть «человек вообще». Человеческая же природа Господа Иисуса Христа не имела своей человеческой ипостаси. И потому Его можно назвать всечеловеком, тем самым «человеком вообще», а не только отдельным человеческим существом. Так Спаситель искупил от грехопадения и осквернения все человечество.

Уже близки дни Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать страдания Господа и совершение Им дела нашего искупления через Его необыкновенное, непостижимое, даже невозможное для нас послушание. Наши прародители, нарушив легчайшую заповедь, дерзновенно протянули руку к древу познания добра и зла, вкусили запрещенный плод и через это деятельное преслушание, совершенное не только в уме, но и на деле, лишились общения с Богом и подверглись наказанию – изгнанию из рая и всему прочему, что последовало за грехопадением. Господь же наш Иисус Христос до конца исполнил заповедь послушания, «даже до смерти» (Фил. 2, 8). Он был послушен Богу Отцу до такой степени, что позволил пригвоздить ко кресту Свою руку, чтобы исцелить руку человека, некогда дерзновенно простершуюся к древу познания. Он отдал на страдание Свои ноги, потому что в раю ноги человека устремились на исполнение преступного желания.

Будучи безгрешным, Спаситель в Самом Себе наказал на Кресте все человеческое. Вместо запрещенного плода Он вкусил уксус с желчью и, невиновный, испил до дна чашу наказания, добровольно сделав Себя виновным за нашу вину. Он исполнил то, что должны были бы исполнить мы, притом избрал для этого способ самый трудный, невозможный для любого человека. Своим Божеством, соединенным с человечеством, Он очистил человеческое естество и принес его как непорочную жертву Богу Отцу. Справедливое наказание, которому все люди без исключения были подвергнуты за преслушание, вдруг в одном случае – по отношению к Богочеловеку Иисусу – оказалось незаслуженным, и неоспоримый закон, по которому мы подлежали этому наказанию, был упразднен, потому что и он в данном случае также оказался несправедливым. Но обо всем этом мы будем размышлять через несколько дней, на Страстной седмице. Сейчас же мы вспоминаем о том, с чего началось наше искупление: о воплощении Сына Божия, о восприятии Им на Себя человеческого естества, о явлении Его в мир как человека.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Услышав слова Архангела Гавриила: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (ст. 37), Пресвятая Дева сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (ст. 38). Невозможное и непостижимое для человека, осуществляется по действию Того, Кто сотворил мир из ничего и ныне дает бытие всему сущему. Как изъясняют нам богослужебные песнопения, божественные гимны Православной Церкви, Архангел Гавриил в это время с благоговейным ужасом созерцал наитие Святого Духа на Деву Марию и образование в Ее чреве тела Богомладенца Христа. «И отошел от Нее Ангел» (ст. 38). Так совершилась тайна воплощения Сына Божия, воспоминание о которой в православном богослужебном обиходе называется праздником Благовещения.

Никогда не было события подобного сему и не будет. Один есть Богочеловек Христос, в Котором человечество соединилось с Божественной Ипостасью, и других не будет никогда. Потому мы изумляемся и ужасаемся этому чуду. В людях, чуждых действия благодати, это изумление бывает поводом для неверия, потому что вера – от благодати, а не от наших собственных усилий. А мы от изумления перед этим чудом приходим в чувство глубочайшей, неизреченной благодарности нашему Творцу и Спасителю. Каждая Божественная Литургия – это прежде всего выражение нашей благодарности Богу, насколько ее можно передать в человеческих словах, мыслях и чувствах. Литургию, что в переводе значит «общественное служение», мы часто называем Евхаристией, что означает по-гречески «благодарение».

Мы должны, братья и сестры, день и ночь, каждое мгновение благодарить Бога и с умилением, со слезами радоваться о том, что Он призвал нас к спасению, даровал веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося от Пресвятой Девы. Даже когда мы каемся, испытываем чувство глубокого сокрушения и печали о грехах, то и в этой печали есть благодарение Богу. Ведь если бы человек только печалился и не имел в душе своей некоего таинственного утешения, то, пожалуй, о содеянных грехах невозможно было бы вспоминать без страха. И когда мы испытываем те или иные житейские трудности, неминуемые и, казалось бы, безысходные скорби, то и тогда мы также должны благодарить Господа.

В отличие от людей чуждых Церкви, не имеющих никакой надежды в своих скорбях, нам всегда есть на что надеяться и чем утешаться. Поэтому, отмечая сегодняшний праздник, исполнимся чувства величайшего благодарения и будем славить Бога не столько словами, сколько своими поступками и терпением душевных и телесных скорбей. Преданным служением Господу до конца наших дней будем прославлять Его за неизреченную милость к нам. Аминь

The post Начало нашего искупления first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii Thu, 03 Dec 2015 22:11:50 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=1066 Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Велик и знаменателен этот день в жизни Богоматери, […]

The post Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Велик и знаменателен этот день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей.

Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле.

Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим.

Шествие от Назарета до Иерусалима длилось ая с небольшими остановками для отдыха. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви.

Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые.

Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее.

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира».

Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 больших по размеру ступеней — по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой.

Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою».

После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь — в земную, позже — в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.

Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит.

Только одной Богоотроковице Марии, со времени Её введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь.

Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия — Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.

Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. После чего благословлённые Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.

Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1:28; Лк. 2:37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

ВВЕДЕНИЮ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание: / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, / смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим еже в храм Господень / вхождение Твое.

Задостойник, глас 4

Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: / како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных Богородице немолчно, / глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

См. также: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. О ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СОБЫТИЯ »

Введение в храм Пресвятой Богородицы – вхождение в Рай всего человечестваЕпископ Иларий (Шишковский)Введение в храм Пресвятой Богородицы – вхождение в Рай всего человечестваСамо событие Введения в храм Младенеца–Девы показывает, что она посвящена Богу, Она есть предизбранный сосуд, который станет носителем Сына Божия. А Святая Святых – образ Рая, это конечный результат жизни, к которому должен стремиться человек. И входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей.

The post Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>