Святые и праздники - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Mon, 18 Jul 2022 12:59:11 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/obretenie-moshhej-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo Sun, 17 Jul 2022 14:23:37 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=2957 5/18 июля Святая Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. которые были обретены в 1422 г. при преподобном игумене Никоне. В 1408 г., когда Москва и её окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие […]

The post Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
5/18 июля Святая Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. которые были обретены в 1422 г. при преподобном игумене Никоне.

Икона «Обретение мощей преподобного Сергия»

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

В 1408 г., когда Москва и её окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно, и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Митрополит Филарет писал об этом в Житии Преподобного Сергия: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть».

Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Труды Сергия Радонежского

Труды Сергия Радонежского

«Телесные останки преподобного Сергия находились в земле в продолжение 30 лет и были изнесены из неё по особому откровению. Близ монастыря преподобного жил один благочестивый человек, который имел великую веру к нему и который часто приходил молиться к его гробу. В одну ночь, когда после домашней молитвы он сведен был в тонкий сон, явился ему преподобный Сергий и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет (заливает) мое тело».

Благочестивый муж, от видения исполнившись страха и радости, поспешил сообщить о нем игумену, которым оставался тот же ученик преподобного – Никон. Выслушав рассказ мужа, Никон возвестил о нем всему братству монастыря, все возрадовались и положили изнести тело преподобного из земли.

Далеко пронеслась весть о намерении монастыря открыть мощи преподобного, и на торжество их открытия собрались многие священные лица и многие князья, между которыми первенствовали крестный сын преподобного и усердный попечитель его монастыря князь Звенигородско-галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского и брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича).

«И тако, – говорит повествование об открытии мощей, – священный собор, открывше чудотворный гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеша чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телесе же святаго и риз его никакоже прикасаема»

(Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892. )

Молитва

Патриарх Кирилл у мощей прп. СергияО священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающая. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога,
на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих,
бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником:
темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси:
но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре,
и не забуди якоже обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Тропарь, глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,
и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися:
мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси.
Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою,
исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями,
молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие;
пречестная же и славная обитель твоя,
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,
имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется.

Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,
яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе,
различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,
отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

The post Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Владимирская икона Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/vladimirskaya-ikona-presvyatoj-bogorodicy-2 Thu, 02 Jun 2022 20:20:46 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=4142 Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы […]

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы.

Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Сама икона Владимирская Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Владимирская икона Божией Матери – главная и самая чтимая из всех русских икон. На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. В Киев из Константинополя образ был доставлен около 1131 г. и помещен в женский Вышгородский монастырь под Киевом.

Особое почитание этой чудотворной иконы Богородицы началось при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (ок. 1110–1174). В 1149 году сын великого князя Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, стал удельным князем города Вышгорода.

В 1155 году князь Андрей Юрьевич без согласия отца решил покинуть свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Князь был человеком боголюбивым, и потому стал он расспрашивать об иконах, которые мог бы взять с собою в дорогу.

Тут ему и рассказали об иконе Пресвятой Богородицы из Вышгородского монастыря, которая до того уже трижды сходила с места: впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди храма, то поставили на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и потому поставили в алтарь; в третий раз видели ее, стоявшую вновь отдельно вне престола. Услышав о таких чудесах, князь Андрей Юрьевич пришел в церковь и, узрев икону, полюбил ее всем сердцем.

В молитве перед иконой, он смиренно просил Богородицу быть заступницей и посетить «новопросвещенных людей» в Ростово-Суздальских землях, которых князь полностью отдает под власть Богородицы.

«Да будут все в Твоей воле», — такими словами закончил он свою молитву. А когда отправился князь в Ростово-Суздальское княжество, то икону из Вышгородского монастыря взял с собою.

По мере продвижения в ростово-суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждался в правоте своего выбора, доказательством чего послужили многочисленные чудеса, совершенные иконой по дороге. А главным чудом стало явление князю Божией Матери.

Татарскому хану также было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Тогда татары в страхе бежали и столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Иной кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим.

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-prepodobnogo-iustina-popovicha-arximandrita-chelijskogo-1978g-na-preobrazhenie-gospodne Wed, 15 Aug 2018 09:02:15 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7889 Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига […]

The post Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне.

преподобный Иустин Попович

преподобный Иустин Попович

Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом.
Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества. Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари…
На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления. Спасителево преображение есть «бездна неприступного света» (Пр. Иоанн Дамаскин), света, который изобильно излился на Фаворе, и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело.
Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы…
Богочеловеческое есть одновременно и общее человеческое, ибо как Богочеловек Господь Христос охватывает весь род человеческий. Потому Его преображение имеет всеобщее значение. Вселенское чувство Церкви полно им: преобразившись на Фаворе, Спаситель сделал так, что естество человеческое, почерневшее от греха, снова заблистало, превратив его в славу Своего Божества. Своим преображением Господь открыл от века сокровенную тайну и показал тайну и вечную славу естества человеческого. Из-за ипостасного единства тела с Богом Логосом тело совершенно обогатилось славой невидимого Божества, ибо одна и та же слава Логоса и тела. Эта слава была невидимо присуща видимому телу Спасителя, а в момент преображения явилась ученикам. Спаситель преобразился, не добавляя Себе нечто, чего Он не имел, но проявляя то, что Он имел в Себе. Ибо одно Солнце правды, один Христос в двух нераздельно соединенных естествах.
Какая-то огромная божественная сила пронизала чудесным образом человеческое естество в момент преображения Спасителя. Состаревшееся и почерневшее в грехах человеческое естество вошло в таинственный процесс преображения и обожения, потому что его целиком охватил Фаворский свет Христова Божества: облекшись во всего Адама, Христос почерневшее издревле естество человеческое просветил, преобразив его, и обожил преображением Своего тела. Своим чудесным воплощением и славным преображением Господь обожил человеческое естество. Своим преображением Господь изменил человеческое естество, к которому некогда были обращены слова: Земля еси, и въ землю отидеши (Быт 3, 19). В день Преображения Спасителя мы славим обожение человеческого естества, изменение его на лучшее, его естественное возвышение и переход в сверхъестественное. Это Спаситель соделал Своим Божеством…
Своим преображением благий Господь преобразил образ Божий в человеке, и он заблистал в своем изначальном, божественном сиянии и красоте. Ибо смысл и цель преображения Богочеловека — вернуть человека и все человеческое к образу Божию как сущности человеческого существа; снять греховный налет с богообразной души человеческой; восстановить богообразность естества человеческого в его чарующей безгрешной красоте и всю жизнь человека подчинить богообразной сущности и силе как богоданному началу, которым самым надежным образом обеспечивается вечность. Обновленный преображением Спасителя, образ Божий в человеке засиял как солнце, а тело — как свет. В своей прасущности богообразная душа человека есть далекий отблеск божественного света, света, который в полном блеске воссиял на Фаворе сквозь пресвятое тело Богочеловека Христа. Преображением Своим Господь показал, что смысл и ценность, и нетленная божественная красота тела, вещества, материи — исполниться божественным светом, лучиться им, жить им, ибо свет есть синоним жизни и бессмертия, как тьма — синоним смерти и тления.
Искаженный и изуродованный грехом образ Божий в человеке Спаситель обливает божественным светом при Своем преображении и восстанавливает его красоту и доброту. При сотворении человека из земли, говорит святой Дамаскин, Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, соделал его жителем Едема и другом Ангелов. Но поскольку мы подобие божественного образа помрачили и замутили тиной страсти милосердный Господь предложил нам другой способ Своего общения с нами, намного чудеснее и надежнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, он принял участие в горшемъ, т.е. в человеческом естестве, обоготворил в Себе человеческое естество, соединил Оригинал с образом, и в нем показал на Преображение Свою собственную красоту. И сияло лицо Его как солнце, ибо по ипостаси соединено с невещественным светом, и из него блистает Солнце правды.
По неизмеримому человеколюбию Своему Бог Творец, взяв на Себя образ раба, спасает при преображении Своем этот образ от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем. Будучи светом мира, Господь чудесным образом всегда присущ в мире светом Своим, но на Фаворе Он показал в изобилии этот Свой свет, которым Он спасает мир от греха. Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Господь Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, коим Он и спасает естество человеческое.
Преображение Спасителя есть источник неиссякающей преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, почему мы и поем чудесному Спасителю: Преображается тварь ясно Твоимъ преображенiемъ, Христе.

The post Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.) на Преображение Господне. first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Иверская икона Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/akafist-presvyatoj-bogorodice-v-chest-chudotvornoj-ikony-iverskoj Tue, 24 Oct 2017 21:27:28 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=1335 Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам […]

The post Иверская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.

При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы.

Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.

После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.

Так повторялось трижды, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.»

Собрав всю свою братию, сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы

«И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»

13 октября (26 октября по нов.ст.) 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город.

Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994-го Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены.

25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города. Много лет уже она хранит монашескую обитель от бушующего в мире зла и ненависти, а сердца иноков от греха и козней диавольских.

Помолимся, чтобы и для нас она стала Хранительницей. Чтобы помогала нам приглядывать за воротами души нашей, ведь «у дверей грех лежит» (Быт.4:7), он влечет нас и стремится проникнуть внутрь и ужалить смертельным ядом. Как же нам не молиться и не прибегать к благодатной защите Царицы Небесной, ограждающей всех, с верою к Ней прибегающих. Не оставь нас, Пресвятая Дево!

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая!

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля). Празднование Фев. 12; Окт. 13 и во вторник Светлой седмицы.

Проповедь за Литургией на праздник Иверской иконы Божией Матери

Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице – древнейшей иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия приняла в XVII веке освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припеваем: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!» Особенно понятны сегодня эти слова нам грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению, по действию лукавого, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни – Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, служению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.

Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом предстательстве за род наш, но денно нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, почитая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать.

Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру – вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую – получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства страстям.

В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, полагают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уязвляют друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчуждаются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола.

Пресвятая Богородица никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекается в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не оставлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце хотя бы и не желая того неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорчается, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.

Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.

Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы когонибудь огорчили, уязвили, поранили чьето самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством – и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

“В немногих словах, — говорит ветхозаветный пророк, — совершается спасение наше.” Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы сердцем – право веровать в Господа Вседержителя, устами – исповедывать тайну Боговоплощения, делами – свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему.

Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким образом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.

Пресвятая Богородице, спаси нас! 

ИВЕРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 1

Дерзость ненавидящих образ Господень / и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, / и посланнии безчеловечно вдовицу, / благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют, / но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: / слава Тебе, Чистая, / яко непроходимое море плещи своя подаде, / слава правошествию Твоему, едина Нетленная.

Иной тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, / о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней. / Тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, / от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, / но явилася есть хранительница Афона / и вратарница обители Иверския, враги устрашающая / и в православней Российстей стране / чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Иной кондак, глас 4

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, / обоя весело торжествующе вопием: / сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем, с верою притекающим.

Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы ИВЕРСКОЙ

кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит. Тем же Радуйся, Еюже Евангелие благовестится;
Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится;
Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится;
Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.
Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание;
Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение;
Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога;
Радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая;
Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия;
Радуйся, Еюже невернии познают Творца;
Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 2

Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко Раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

икос 2

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя
Господь, управи шествие Твое к горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием:
Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием;
Радуйся, низложившая тамо идолов; Радуйся, насадившая тамо веру истинную;
Радуйся, неверие отгнавшая; Радуйся, в жребий Себе гору сию избравшая;
Радуйся, благодать сему месту обещавшая.
Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ;
Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения.
Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем;
Радуйся, всех врагов их устрашение.
Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая;
Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 3

Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

икос 3

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают:
Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую;
Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову.
Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая;
Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры.
Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая;
Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая.
Радуйся, Евфимия златословесная уста;
Радуйся, Торникия непобедимая крепосте.
Радуйся, всех благочестивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение.
Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения;
Радуйся, вечный покой им уготовляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

икос 4

Видеша иноцы Святыя горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней:
Радуйся, Купино, законоположником предзримая;
Радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.
Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог;
Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо.
Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце.
Радуйся, Свет Неизреченный родившая;
Радуйся, еже како ни единаго же научившая.
Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней;
Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая.
Радуйся, светлосте, во тьме светящая;
Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 5

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати,
преподобному Гавриилу: иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими
икону Мою. Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

икос 5

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат
монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая:
Радуйся, святую икону дати нам изволившая;
Радуйся, покров ея быти нам обещавшая.
Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая;
Радуйся, благое о ней промышление явившая.
Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение.
Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение.
Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице.
Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 6

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице:
не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз Хранительница ваша не токмо в
настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

икос 6

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней
Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако:
Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце;
Радуйся, Предстательнице наша в будущем;
Радуйся, страху Божию нас научающая,
Радуйся, на путь добродетели наставляющая;
Радуйся, дерзновение наше и надеждо; Радуйся, упование наше и покров;
Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая;
Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая.
Радуйся, святую икону залогом милости давшая;
Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.
Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая;
Радуйся, всему благому вход отверзающая;
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 7

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное,
разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия; И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.

икос 7

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина,
муки и елея восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи,
слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе:
Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая;
Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя;
Радуйся, не презирающая моления нашего;
Радуйся, обещания Своего не отступающая.
Радуйся, скорбь обители в радость
претворяющая;
Радуйся, оскудение обители восполняющая.
Радуйся, слепых прозрение;
Радуйся, хромых хождение;
Радуйся, всех немощных Целительнице;
Радуйся, всех скорбных Утешительнице;
Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас;
Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас;
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 8

Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение
чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

икос 8

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати,
якоже древле преподобному Антонию даровася благословение горы Афонския на
утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти:
Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака;
Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе;
Радуйся, ересей и расколов обличение.
Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая;
Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая.
Радуйся, врагов устрашение;
Радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало;
Радуйся, иноков Наставнице.
Радуйся, всего рода нашего спасение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 9

Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы,
сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает доску, на ней же имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти:
Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый;
Радуйся, всякия милости Подательнице.
Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу;
Радуйся, промышления Его о нас сокровище.
Радуйся, сущим в бедах прибежище;
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати.
Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение;
Радуйся, грешников к покаянию воззвание.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати,
неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе,
скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от
иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

икос 10

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим;
ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей,
научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе:
Радуйся, девства сосуде избранный;
Радуйся, чистейший образе целомудрия.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения;
Радуйся, Невесто Неневестная.
Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая;
Радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице;
Радуйся, прилоги врага отражающая.
Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая;
Радуйся, помыслы очищающая.
Радуйся, земныя сласти презирати научающая;
Радуйся, к горнему умы и сердца направляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней:
Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение;
Радуйся, в печалех быстрое услышание.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая;
Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая.
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая;
Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.
Радуйся, язв душевных и телесных врачевание;
Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая.
Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.
Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая;
Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и
заступлением.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 12

Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком,
прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание,
дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея:
Аллилуиа.

икос 12

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною
иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием ти:
Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая;
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая.
Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая;
Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.
Радуйся, мытарств горьких избавление;
Радуйся, от власти князя воздушнаго свобождение.
Радуйся, грехов наших непоминовение;
Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни.
Радуйся, уповающим на тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго,
слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою
вселяющая;
Радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

кондак 13

О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице!
Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы
пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Тропарь, глас 4:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней;
тако и мою немощь посети и душу мою помилуй,
Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.

Молитва ко Пресвятей Богородице

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли!
Вонми многоболезненному воздыханию душ наших,
призри с высоты святыя Твоея на нас,
с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии,
взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами,
приносим смиренная моления наша.
Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения,
токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!
Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас,
заблуждающихся уврачуй и спаси безнадежных,
даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити,
подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего
явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя,
яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу.
Аминь.

The post Иверская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/propoved-v-den-prepodobnogo-amvrosiya-starca-optinskogo Mon, 23 Oct 2017 07:30:03 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=5655 Блаженный псалмопевец Давид говорит: «День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Какое слово, какой глагол сегодняшний день возвещает нам с вами, собравшимся здесь, в Церкви, – день, когда мы празднуем обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия? Не ошибемся, если скажем, что это слово – слово о Воскресении Христовом. Свидетели, которые некогда […]

The post ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский

Блаженный псалмопевец Давид говорит: «День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Какое слово, какой глагол сегодняшний день возвещает нам с вами, собравшимся здесь, в Церкви, – день, когда мы празднуем обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия? Не ошибемся, если скажем, что это слово – слово о Воскресении Христовом.
Свидетели, которые некогда посещали римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том, что входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них, сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние листья. И они стояли и только радовались и веселились. И ничего, кроме голоса: «Христос Воскресе из мертвых!» не было в их сердце.

И мы сегодня, приходя ко гробу преподобного нашего Амвросия, старца Оптинского, радуемся той же неизреченной радостью Воскресения Христова. Воспевая Гроб Спасителя нашего, говорим мы с вами: «Яко Живоносец, яко Рая краснейший воистину и чертога всякого царского показался светлейший, Христе, Гроб Твой – Источник нашего Воскресения!» А в тропаре преподобному Амвросию поется: «Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш!»

Воистину, гроб отца нашего преподобного Амвросия – источник исцелений. Исцелений от ран душевных, исцелений от скорбей, печалей, горестей, которыми мы наполняем себя в мире. Приходим сюда, и исчезает эта печаль, исчезает величайшая мирская скорбь, и радость о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа вселяется в сердца по молитвам преподобного отца нашего.

Вспомните, как Церковь воспевает жен-мироносиц: «Почто миро с милостивыми слезами растворяете?» – говорит им Ангел. Мы так же, подобно им, приходим с радостью, с надеждою к мощам, но и с печалью и со скорбями. И здесь, как некогда Господь сказал Своим Ученикам по Воскресении: «Мир вам!», преподобный Амвросий утешает нас. Потому и мы глаголем ему: «Утешаешь нас, преподобный Амвросий, в скорбях и в болезнях наших».

Уподобился отец наш Амвросий смертью Христу, как уподобились Ему многие мученики, праведные, святители и преподобные отцы и матери наши. И поэтому уподобился он, Старец наш, Ему и по Воскресении: ныне предстоя пред Господом нашим в лике величайших святых, прославленных в земле Российской, воспевает он Троицу Единосущную и Нераздельную.

иеромонах Василий (Росляков)

The post ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>