Православная жизнь - Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь https://www.kremonk.org.ua Мужской монастырь, православие, Кременная, Свято-Сергиевский храм Mon, 18 Jul 2022 12:59:11 +0000 ru-RU hourly 1 https://wordpress.org/?v=6.0.1 Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/obretenie-moshhej-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo Sun, 17 Jul 2022 14:23:37 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=2957 5/18 июля Святая Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. которые были обретены в 1422 г. при преподобном игумене Никоне. В 1408 г., когда Москва и её окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие […]

The post Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
5/18 июля Святая Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. которые были обретены в 1422 г. при преподобном игумене Никоне.

Икона «Обретение мощей преподобного Сергия»

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

В 1408 г., когда Москва и её окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно, и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Митрополит Филарет писал об этом в Житии Преподобного Сергия: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть».

Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Труды Сергия Радонежского

Труды Сергия Радонежского

«Телесные останки преподобного Сергия находились в земле в продолжение 30 лет и были изнесены из неё по особому откровению. Близ монастыря преподобного жил один благочестивый человек, который имел великую веру к нему и который часто приходил молиться к его гробу. В одну ночь, когда после домашней молитвы он сведен был в тонкий сон, явился ему преподобный Сергий и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет (заливает) мое тело».

Благочестивый муж, от видения исполнившись страха и радости, поспешил сообщить о нем игумену, которым оставался тот же ученик преподобного – Никон. Выслушав рассказ мужа, Никон возвестил о нем всему братству монастыря, все возрадовались и положили изнести тело преподобного из земли.

Далеко пронеслась весть о намерении монастыря открыть мощи преподобного, и на торжество их открытия собрались многие священные лица и многие князья, между которыми первенствовали крестный сын преподобного и усердный попечитель его монастыря князь Звенигородско-галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского и брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича).

«И тако, – говорит повествование об открытии мощей, – священный собор, открывше чудотворный гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеша чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телесе же святаго и риз его никакоже прикасаема»

(Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892. )

Молитва

Патриарх Кирилл у мощей прп. СергияО священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающая. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога,
на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих,
бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником:
темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси:
но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре,
и не забуди якоже обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Тропарь, глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,
и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися:
мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси.
Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою,
исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями,
молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие;
пречестная же и славная обитель твоя,
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,
имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется.

Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,
яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе,
различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,
отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

The post Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Владимирская икона Пресвятой Богородицы https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/vladimirskaya-ikona-presvyatoj-bogorodicy-2 Thu, 02 Jun 2022 20:20:46 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=4142 Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы […]

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Сей день празднования Владимирской иконе Божией Матери установлен Святой Церковью в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы.

Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Сама икона Владимирская Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Владимирская икона Божией Матери – главная и самая чтимая из всех русских икон. На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. В Киев из Константинополя образ был доставлен около 1131 г. и помещен в женский Вышгородский монастырь под Киевом.

Особое почитание этой чудотворной иконы Богородицы началось при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (ок. 1110–1174). В 1149 году сын великого князя Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, стал удельным князем города Вышгорода.

В 1155 году князь Андрей Юрьевич без согласия отца решил покинуть свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Князь был человеком боголюбивым, и потому стал он расспрашивать об иконах, которые мог бы взять с собою в дорогу.

Тут ему и рассказали об иконе Пресвятой Богородицы из Вышгородского монастыря, которая до того уже трижды сходила с места: впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди храма, то поставили на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и потому поставили в алтарь; в третий раз видели ее, стоявшую вновь отдельно вне престола. Услышав о таких чудесах, князь Андрей Юрьевич пришел в церковь и, узрев икону, полюбил ее всем сердцем.

В молитве перед иконой, он смиренно просил Богородицу быть заступницей и посетить «новопросвещенных людей» в Ростово-Суздальских землях, которых князь полностью отдает под власть Богородицы.

«Да будут все в Твоей воле», — такими словами закончил он свою молитву. А когда отправился князь в Ростово-Суздальское княжество, то икону из Вышгородского монастыря взял с собою.

По мере продвижения в ростово-суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждался в правоте своего выбора, доказательством чего послужили многочисленные чудеса, совершенные иконой по дороге. А главным чудом стало явление князю Божией Матери.

Татарскому хану также было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Тогда татары в страхе бежали и столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Иной кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим.

The post Владимирская икона Пресвятой Богородицы first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/slovo-igumena-nikona-vorobeva-1963g-v-nedelyu-po-bogoyavleniyu-i-sobor-sv-ioanna-krestitelya Wed, 16 Jan 2019 12:02:40 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7933 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!   Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? — к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие». Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг […]

The post Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? — к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие»Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того, чтобы он подготовил людей покаянием к принятию Его — Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти на землю. Ибо нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Господа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.
 
Апостол говорит: «Все мы много согрешаем». Кто следит за собой, тот может сказать искренно, от всего сердца, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами, — постоянно мы во грехах. Для того же, чтобы очистить себя от грехов, есть одно только средство — это веровать в Господа Иисуса Христа и обращаться к Нему от всего сердца с просьбой, молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях».
 
И за искренне покаяние, когда человек сознает свои грехи, не оправдывается никакими обстоятельствами, а себя считает только виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что он своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, — когда это сознает человек и обратится с молитвой и с просьбой к Господу, тогда Господь прощает его.
 
Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит грех, каждый грех душе человеческой.
Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение, которые видели душу человеческую, — утверждают, что душа грешного человека вся изранена, вся находится в грязных пятнах, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. И есть только одно средство очистить душу — это искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умолять Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.
 
Вот и Сам Господь и Иоанн Предтеча, потом и Апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: прости меня, сознаю, что я виновен, грешен. И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
 
Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне грешному».
 
Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как только искренним покаянием. Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне грешному», прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое. Аминь.
 

The post Слово игумена Никона (Воробьева) (†1963 г.) в неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/propoved-protoiereya-valentina-svencickogo-1931g-v-nedelyu-svyatyx-praotec-za-liturgiej Mon, 24 Dec 2018 10:53:46 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7927 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Мы все — званые православные христиане. Не только в Крещении призывает нас Го­сподь — Он зовет нас в течение всей нашей жиз­ни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремле­ние к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью — это Господь зовет […]

The post Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). Мы все — званые православные христиане.
Не только в Крещении призывает нас Го­сподь — Он зовет нас в течение всей нашей жиз­ни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремле­ние к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью — это Господь зовет нас на Свой пир.
Когда в нашем сердце доброе движение к тому, чтобы совершить какой-либо хороший по­ступок, сделать что-либо не для себя, а для дру­гого, — это Господь призывает нас на Свой пир.
Когда посещают нас телесные немощи и мы начинаем просматривать свою жизнь и как-то по-иному относиться к ней — это Господь нас зо­вет к Себе.
И когда скорби, несчастья житейские посе­щают нас — все это зов Господа.
Каждое евангельское слово — это зов Спаси­теля на пир, каждое молитвенное воздыхание, каждое молитвенное слово, которое нам остави­ли святые отцы и подвижники, научающие нас молиться, — все это зов Спасителя.
Но что же мешает нам слышать его? Что делает таким нечутким слух нашего сердца?
«Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 18-20).
«Имея мя отречена»… Кто перечислит все от­говорки человека, лишь бы только уклониться ему от Божественного пира?
У каждого своя земля, у каждого своя воля, а все вместе — пустые дела земные, которые все оставит здесь человек с последним своим вздохом.
Но что же променял человек на это? Что за пир? Или нам дана только откровение о Нем, но не дано удостоверения, свидетельства и за­лога?
Этот пир, на который зовет нас Господь наш, Домовладыка, и которым мы пренебрегаем, есть ли только обещание и слово о вечном блажен­стве и Царствии Божием? Разве здесь еще, в пределах нашего земного бытия, нам уже не ви­дятся черты этого таинственного Божественно­го пира вечного Царствия Божия, нашего спасе­ния?
Разве здесь, в нашей собственной душе, ког­да мы переживаем самое лучшее, самое светлое в жизни нашей, нам не открывается грядущий пир для званых и избранных?
А Божественная литургия?
Ведь в Божественной литургии содержится все, что нам дается в обетовании о жизни буду­щей. Здесь как бы прикровенно, втайне, но так ощутительно сердцем, является тот Господь, Царь Славы (ср.: Пс. 23, 7), в близости к Которому и будет заключаться Царство Небесное.
Или здесь нам не сослужат Ангелы? Или здесь нам не открывается безмерная любовь Бо­жия, Его милосердие? Или здесь мы не созерца­ем Божественной Жертвы за мир? Или здесь не прозревают очи наши нетления и воскресения? Или здесь, за Божественной литургией, не ви­дится нам вечная жизнь? Или мы здесь не при­нимаем в наше сердце Господа и сами не отдаем­ся Ему?
Молитва, Божественные песнопения, Ан­гельские лики, весь сонм святых, вся Церковь Божия, Сам Господь наш Иисус Христос — вот что есть Божественная литургия!
Чуда, данное нам, недостойнейшим! Это есть пир Господень, начинающийся еще здесь, на зем­ле.
Да сподобит нас Господь быть не только зва­ными на него, но и избранными.
Аминь.
25 декабря 1927 г.

The post Проповедь протоиерея Валентина Свенцицкого (+1931г.) в неделю святых Праотец, за Литургией first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице https://www.kremonk.org.ua/orthodox_article/pouchenie-svyashhennika-ioanna-dolinskogo-v-nedelyu-25-yu-po-pyatidesyatnice Mon, 19 Nov 2018 16:06:53 +0000 http://www.kremonk.org.ua/?post_type=orthodox_article&p=7918 Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейско­му, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы долж­ны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное. Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник […]

The post Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>
Притчею о милосердном самарянине, чтенною сегодня в Евангелии, Иисус Христос объяснил законнику иудейско­му, а в лице его и всем нам: кто наш ближний и кого мы долж­ны любить, как себя самих, чтобы получить нам Царствие Небесное.
Итак, кто же наш ближний? Всякий человек, имеющий нужду в нашей помощи, в нашем покровительстве, будет ли то соплеменник и единоверец наш, будет ли то личный враг наш или иноверец, положим, католик, лютеранин, еврей или магометанин. Одним словом, кто бы он ни был, мы должны смо­треть на нуждающегося в нашей помощи, как на человека, по­добного себе, оставляя при этом в стороне личную вражду к нам и вероисповедание его. Ибо Иисус Христос для спасения нас, грешных, от адских мучений претерпевал всякого рода бедствия и среди них оказывал несчетные благодеяния роду человеческому, не переставал с отеческой нежностью умо­лять нас о любви и благотворительности ко всем без исклю­чения. А чтобы сильнее побудить нас к милосердию, он торжественно объявил всем нам, что в лице меньшей братии, угнетаемой скорбями и лишениями, он Сам терпит и к Себе Самому относит всякое благодеяние, сделанное нами ради Господа для своих ближних, и за то наградит нас в день последнего суда Своего участием в Его Небесном Царствии (Мф. 25, 39-40).
Этой-то сострадательности, ко всем без исключения, Иисус Христос и научает нас примером милосердного самаря­нина, упоминаемого в чтенной сегодня евангельской притче.
Самарянин был человек другой веры, другого племени, враждебного иудеям, но при виде ограбленного и израненного странника-иудея забыл племенную вражду и различие вероисповеданий и посмотрел на него как на человека, подобного се­бе: он сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил на своего осла, привез в гостини­цу и там принял участие в его положении. А на другой день, вы­езжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 30-38).
Так, слушатели, должны поступать и мы, если желаем исполнить заповедь Господа о любви к ближнему и получить Цар­ство Небесное. Случаев же для выражения любви к ближнему всегда бывает очень много.
Положим, слышим мы, и даже сейчас перед собою видим, о людях, которые вследствие пожара или другого какого насчастья лишились крова, имущества, хлеба и остались наги, босы и голодны. В другом месте, слышим мы, помирают, не оставляя никакого материального обеспечения, отец и мать большого семейства с малолетними детьми, которые, потеряв своих родителей, лишаются всего необходимого для жизни, вследствие чего им угрожает еще большая опасность, чем потерпевшим от пожара, помереть от голода и холода, если не явятся им на помощь ревнители христианского благочестия и ради Господа, из любви к ближнему не займут для них место родителей. Вот здесь-то и нужна помощь милосердного самарянина, чтобы облегчить душевные и телесные страдания этих несчастных, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам. Ибо сердце чело­века, исполненное христианской любви, само по себе сжалит­ся над несчастными, не дожидаясь со стороны их просьб, как поступил и упоминаемый в притче самарянин.
Если же мы не знаем лично этих страдальцев; о них нам сказали другие или они сами о себе, и нам не хотелось бы им благодетельствовать; то для возбуждения в себе сострадания к этим несчастным, мы всегда должны мысленно ставить себя на их место и оказывать им то же самое, чего бы мы сами пожела­ли от ближнего при подобных обстоятельствах. Ибо Господь повелел нам любить ближних как себя самих, если желаем по­лучить за то Царство Небесное, в противном же случае мы не наследуем Царствия Небесного; ибо суд без милости не ока­завшему милости (Иак. 2, 13).
Имея всегда примером милосердного самарянина, не бу­дем, братия, глухи и бесчувственны к жалостным воплям страдальцев сего мира, поможем им по мере сил наших, несомненно веруя учению Господа и помня, что он воздаст нам за то в день последнего суда Своего. Подобным людям будем благоде­тельствовать, не дожидаясь со стороны их просьбы к нам, ибо представленный Господом в евангельской притче самарянин сам сжалился над ограбленным и израненным странником, как сказано в Евангелии, хотя тот и не просил его, чему должны сделать и мы, если желаем получить Царство Небесное. Аминь.
1900г.

The post Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 25-ю по Пятидесятнице first appeared on Кременской Свято-Сергиевский мужской монастырь.

]]>